ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2135/2020/12-1013/20 от 29.12.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Зубова Е.А.

Дело № 7-2135/2020 / 12-1013/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 29 декабря 2020 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Юркина Виктора Ивановича на постановление судьи Косинского районного суда Пермского края от 16.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л а:

Постановлением заместителя прокурора Косинского района от 26.10.2020 возбуждено дело об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – председателя Думы Косинского муниципального округа Юркина В.И.

Основанием для возбуждения дела послужило выявленное в ходе проверки исполнения Думой Косинского муниципального округа бюджетного законодательства в части целевого расходования бюджетных средств нарушение п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно на основании распоряжений председателя Думы Косинского муниципального округа Пермского края Юркина В.И. от 15.07.2020 №14, от 01.09.2020 №19 с апреля 2020 года по август 2020 года выплачены компенсационные выплаты депутатам Думы Косинского муниципального округа на общую сумму 290502 рубля при том, что бюджетные ассигнования на компенсационные выплаты депутатам Думы Косинского муниципального округа Пермского края в бюджете данного округа на 2020 год не предусмотрены.

Постановлением судьи Косинского районного суда Пермского края гот 16.11.2020 председатель Думы Косинского муниципального округа Юркин В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе Юркин В.И. просит об отмене данного постановления и прекращения производства по делу, указывая, что он как распорядитель бюджетных средств надлежащим образом исполнял свои должностные обязанности.

В рассмотрении жалобы Юркин В.И., извещенный надлежащим образом, участие не принимал.

Прокурор Захаров Е.В. с доводами жалобы не согласился, вместе с тем, указал на рассмотрение дела с нарушением правил подсудности.

Изучив доводы жалобы, заслушав прокурора Захарова Е.В., исследовав материалы дела, изучив его в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья краевого суда полагает постановление от 16.11.2020 подлежащим отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ч.1.1 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.1, 15.14 - 15.15.16 и ч. 20 ст. 19.5 указанного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа муниципального финансового контроля.

В силу ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.

Из положений ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 28.4 этого же Кодекса и по аналогии закона следует, что рассмотрение возбужденного прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, предметом которого являются средства муниципального бюджета, по общему правилу относится к подведомственности мирового судьи.

Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов (абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ).

В данном случае критерием отнесения рассмотрения дела судьей районного суда является предусмотренное санкцией ст.15.14 КоАП РФ административное наказание в виде дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Согласно ч.1 ст.3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в ч.3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.

В соответствии с Положением о Думе Косинского муниципального округа Пермского края, утвержденным решением Думы Косинского муниципального округа Пермского края от 08.11.2019 №10, Дума является постоянно действующим, выборным, коллегиальным представительным органом местного самоуправления Косинского муниципального округа Пермского края; состоит из 15 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права… Деятельность Думы организует ее председатель, избираемый на первом заседании Думы Косинского муниципального округа Пермского края из числа депутатов…

Должность председателя Думы Косинского муниципального округа является выборной, в соответствии с Законом Пермского края от 01.07.2009 № 465-ПК «О Реестре должностей муниципальной службы в Пермском крае» к должностям муниципальной службы не относится, следовательно, административное наказание в виде дисквалификации в данном случае не может быть применено.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, административное расследования по настоящему делу не проводилось.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п.3).

Таким образом, условия, предусмотренные абз. 2 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, для признания данного дела подлежащим рассмотрению судьей районного суда, отсутствуют.

Настоящее дело подлежало рассмотрению мировым судьей.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 623-О-П и от 15.01.2009 № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч.1 ст.47 и ч.3 ст.56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч.1 ст.46 и ч.1 ст.47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При таких обстоятельствах постановление от 16.11.2020 не может быть признано законным, подлежит отмене. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело следует направить для рассмотрения мировому судье судебного участка №1 Косинского судебного района Пермского края.

Доводы, направленные на несогласие с привлечением к административной ответственности, Юркин В.И. вправе заявлять при рассмотрении дела.

Руководствуясь п.5 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Косинского районного суда Пермского края от 16.11.2020 отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Юркина Виктора Ивановича – направить на рассмотрение мировому судье судебного участка №1 Косинского судебного района Пермского края.

Решение вступило в законную силу.

Судья- подпись