ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-213/2021/21-93/2021 от 04.02.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Шилоносова Т.В.

дело №7-213/2021 / 21-93/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г.Пермь 4 февраля 2021 года

Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица Ю. на постановление главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору от 15.10.2020, решение судьи Кочевского районного суда Пермского края от 17.12.2020, вынесенные в отношении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору от 15.10.2020 № 0058 от 15.10.2020 администрация Кочевского муниципального округа Пермского края (далее администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 160000 рублей.

Решением судьи Кочевского районного суда Пермского края от 17.12.2020 вышеуказанное постановление изменено, исключено указание на обстоятельство, отягчающее административную ответственность, - повторное совершение однородного административного правонарушения, назначенное наказание снижено до 75000 рублей, в остальной части этот акт оставлен без изменения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель юридического лица Ю. просит об отмене решения судьи районного суда и постановления должностного лица, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указав, что администрация не является субъектом правонарушения, поскольку гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории села является ООО «***».

При рассмотрении жалобы в краевом суде законный представитель юридического лица Ю., защитник П., извещенные о времени и месте судебного заседания, участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, заслушав государственного инспектора по пожарному надзору К., возражавшего на доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6,6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет административную ответственность.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 (действовавшими в периоде совершения рассматриваемого нарушения).

При этом наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные документы по пожарной безопасности и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утверждённые в установленном порядке (ст.1,2 Закона о пожарной безопасности).

Как следует из материалов дела, 21.09.2020 в 20 часов 04 минуты произошел пожар в доме по адресу: ****. При тушении пожара были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно нарушение статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 8.6, 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178 (далее - СП 8.13130.2009), в частности на территории села на требуемом нормативном расстоянии от частного дома, где произошёл пожар, отсутствовали наружные источники пожаротушения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения администрации к административной ответственности.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что свод правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённый приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178, устанавливающий требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, в данной ситуации подлежит применению, и неисполнение установленных правил свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах округа.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности приведены в статье 19 Закона о пожарной безопасности.

В силу статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Здания и сооружения, а также территории организаций и населённых пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоёмы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоёмов, использования естественных водоёмов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным Федеральным законом (статьёй 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Согласно статье 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом, при этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Поскольку администрацией не представлено ссылок на иные технические регламенты и нормативные документы по пожарной безопасности, отличающиеся по своему содержанию от требований 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», то применение и исполнение его положений для администрации является обязательным.

Разрешая жалобу заявителя на указанное постановление, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу, что совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о наличии в действиях администрации нарушения требований пожарной безопасности.

Оценка собранных по делу доказательств произведена судьёй районного суда в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все выводы судьи должным образом мотивированы.

Все доводы жалобы, поданной в краевой суд, аналогичны по своему содержанию доводам жалобы, поданной в районный суд, и связаны с несогласием защитника с правильными выводами, как должностного лица, так и судьи районного суда, о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки утверждению заявителя о том, что администрация муниципального образования не является субъектом административного правонарушения, из анализа положений статьей 19, 20, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьей 4, 6, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 9 части 1 статьи 1, части 3 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Кочевского муниципального округа Пермского края, на администрацию как орган местного самоуправления возложены обязанности по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения, в границах муниципального образования, независимо от принадлежности водопроводной сети.

Административное наказание администрации в виде административного штрафа назначено по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом учтены характер правонарушения, имущественное положение юридического лица и иные заслуживающие внимание обстоятельства.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации г. Перми допущено не было.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление главного государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных округов по пожарному надзору от 15.10.2020, решение судьи Кочевского районного суда Пермского края от 17.12.2020 оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица Ю. – без удовлетворения.

Судья –подпись