Дело № 7-214/2022
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 29 марта 2022 года
Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,
при секретаре Курагине А.В.,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Авто-Беркут» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, консультанта межрегионального отдела государственного экологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № АД-13-036/2020 от 11.06.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, и решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 30.11.2021,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, консультанта межрегионального отдела государственного экологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № АД-13-036/2020 от 11.06.2020 генеральный директор ООО «Авто-Беркут» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, за то, что допустил невыполнение Обществом требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы и реализации проектов, программ, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, а именно эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов садоводческих массивов «Мшинская», «Дивенская» и населенных пунктов Мшинской волости Лужского района Ленинградской области, код объекта НВОС № 41-0178-001849-П от 2016-12-09, категория I, по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Лужский лесхоз, Мшинское лесничество, 21 квартал, что выявлено 26.02.2020 (том 1 л.д. 37-47).
Решением судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 30.11.2021 вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения (том 3 л.д. 187-194).
В установленный законом срок лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подана жалоба, в которой содержится просьба об отмене постановления должностного лица и решения судьи, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на несоответствие изложенных в них выводов фактическим обстоятельствам и недопустимость доказательств, которые были положены в основу обжалуемых актов.
Защитник в судебное заседание явилась, в полном объеме поддержала доводы жалобы.
Выслушав защитника, изучив материалы дела и доводы жалобы, нахожу ее не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст.33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 7.2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы влечет наступление административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.8.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела ООО «Авто-Беркут» эксплуатирует полигон твердых бытовых отходов садоводческих массивов «Мшинская», «Дивенская» и населенных пунктов Мшинской волости Лужского района Ленинградской области, код объекта НВОС № 41-0178-001849-П от 2016-12-09, категория I, по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Лужский лесхоз, Мшинское лесничество, 21 квартал.
Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2019 по делу № А56-13151/2019 деятельность ООО «Авто-Беркут» по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Лужский лесхоз, Мшинское лесничество, 21 квартал приостановлена в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта, используемого для размещения отходов I-V классов опасности, с учетом используемого способа захоронения отходов. Указанное решение суда вступило в законную силу 22.07.2019 (том 2 л.д. 80-90).
Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2021 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.01.2023 (том 3 л.д. 166-169).
На основании Распоряжения Северо-Западного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № ВВ-06/13 от 12.02.2020, в период с 26.02.2020 по 17.03.2020 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО «Авто-Беркут» (т.2 л.д.173-178).
Проведение проверочных мероприятий согласовано прокуратурой Ленинградской области 13.02.2020, сведения о них размещены в Едином реестре проверок.
26.02.2020 с участием уполномоченного, представителя юридического лица проведен осмотр полигона, в ходе которого зафиксирована работа на теле полигона спецтехники экскаватора и трех бульдозеров, выявлены пачки из-под молока с датой изготовления 28.01.2020 и йогурта с датой изготовления 28.01.2020, что зафиксировано в протоколе осмотра № ВВ-06113, а также подтверждено фото и видео материалами (том 2 л.д. 34-37).
13.03.2020 года инспекторами Управления Росприроднадзора произведен осмотр территории, прилегающей к полигону ООО «Авто-Беркут» на предмет соблюдения природоохранных требований, в ходе которого зафиксирован въезд на территорию полигона транспортных средств МАЗ г.н. №, КАМАЗ г.н. №, Volvo г.н. №, МАЗ г.н. №, что нашло свое отражение в акте обследования и приложенных к нему фотографиями (том 2 л.д. 38-42).
По результатам проведенной проверки составлен акт № ВВ-06/13 от 17.03.2020, в котором указаны сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. Проанализированы ранее составленный акт осмотра проверки ВВ-94/13 от 24.12.2019 года и акт осмотра ВВ-06/13 от 13.03.2020 года, а также фотоматериалы к ним, установлено, что где ранее находилась дорога на тело полигона, в настоящее время засыпана отходами, и производится выравнивание тела полигона, указано о договорах ООО «Авто-Беркут» на прием и размещение отходов, заключенных и исполненных после приостановления эксплуатации полигона, а также режим работы полигона, утвержденного генеральным директором на 2020 год (том 2 л.д. 43-53).
07.05.2020 в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отношении ФИО1, как генерального директора ООО «Авто-беркут» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, который в полной мере соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ (том 2 л.д. 22-29).
Изучив совокупность представленных доказательств, судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях законного представителя юридического лица состава административного правонарушения, выразившегося в реализации проекта полигона твердых бытовых отходов по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Лужский лесхоз Мшинское лесничество, 21 квартал, подлежащего государственной экологической экспертизе и не получившего положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Заявление защитника, о том, что ООО «Авто-Беркут» не осуществлялась фактическая эксплуатация полигона ТБО признается судом несостоятельным, поскольку опровергается договорами на прием и размещение отходов, заключенными с ООО «Идаванг Луга», ГАОУ ВО ЛГУ им ФИО2, ООО «Лидер-Авто», ПАО «Ленэнерго» и АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области», актами выполненных по договорам работ, журналом учета отходов за 2019 год, режимом работы полигона, утвержденным генеральным директором 30.12.2019, предполагающим прием отходов, также обнаруженными в ходе осмотра 26.02.2020 отходами, произведенными в 2020 году.
При этом вопреки доводам жалобы отсутствуют данные, свидетельствующие о нарушении требований ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон), согласно которым о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 этой статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Как указывалось выше, проверка в отношении общества проводилась в период с 26.02.2020 по 17.03.2020 на основании распоряжения руководителя названного административного органа от 12.02.2020 с изменением от 21.02.2020 копии которых получены Обществом 17.02.2020 и 25.02.2020 (том 1 л.д. 10-18).
Кроме того, в соответствии с ч. 17 ст. 10 Федерального закона в случае, если в результате деятельности юридического лица причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Поскольку экологическая экспертиза, исходя из целей, установленных ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ, проводится в целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности лица, осуществление деятельности по обращению с отходами при ее отсутствии, безусловно предполагает угрозу возникновения чрезвычайные ситуации природного, а также вреда окружающей среде и здоровью граждан.
Учитывая, что основанием для проведения внеплановой проверки явилось мотивированное представление о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде (п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона), на основании частей 16, 17 ст. 10, ч. 3 ст. 14 названного Закона уведомление общества о проведении проверки менее чем за 24 часа не требовалось.
В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 10 Федерального закона проведение данной проверки согласовано с прокурором.
Результаты проверки зафиксированы в акте, который соответствует требованиям Федерального закона, подписан лицами, проводившими проверку, вручен уполномоченному представителю юридического лица.
Длительность процессуального оформления решения о проведении внеплановой проверки и ее согласование, с учетом характера деятельности ООО «Авто-Беркут», связанной с обращением с бытовыми отходами, не свидетельствует об отсутствии угрозы возникновения вреда окружающей среде и здоровью граждан.
Нарушение срока внесения информации о внеплановой проверки в единый реестр проверок носит формальный характер и не влечет признание доказательств, полученных при ее проведении, недопустимыми.
Кроме того, данные документы уже являлись предметом оценки Лужского городского суда Ленинградской области 16.07.2020 и Ленинградского областного суда 09.09.2020, в ходе рассмотрения в отношении ООО «Авто-Беркут» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и признаны допустимыми доказательствами, основания для их иной оценки отсутствуют (том 1 л.д. 67-73).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из устава Общества следует, что генеральный директор Общества осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, судьей городского суда проведена оценка законности проверки, проведенной в отношении ООО «Авто-Беркут», установлено событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, допущенного генеральным директором ФИО1
При рассмотрении жалобы дело проверено в полном объеме, оснований к изменению или отмене постановления должностного лица и решения судьи, в том числе в связи с нарушением процессуальных ном КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, консультанта межрегионального отдела государственного экологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № АД-13-036/2020 от 11.06.2020 о привлечении генерального директора ООО «Авто-Беркут» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, и решение судьи Лужского городского суда Ленинградской области от 30.11.2021, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.15 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.В. Туманова
(Судья В.В. Михайлов)