ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-214/2022 от 29.06.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Александрова Е.А. Дело № 7-214/2022

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 29 июня 2022 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Транспортное Предприятие» Аношкина П.А. на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 03 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Транспортное Предприятие»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Сибирское управление Росприроднадзора) Карташовой К.П. № от 19 ноября 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное Транспортное Предприятие» (далее ООО «Спец-Транс» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Спец-Транс» Бертунов М.А. обжаловал его в Центральный районный суд города Новосибирска в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 03 марта 2022 года постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Защитником ООО «Спец-Транс» Аношкиным П.А. в Н. областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ подана жалоба.

В обоснование доводов жалобы защитником указано, что судьей районного суда при оценке законности постановления должностного лица не выполнены требования о проверке материалов по делу в полном объеме. Заявленные защитником доводы о наличии оснований для отмены постановления должностного лица немотивированно отклонены судьей.

Утверждает, что ООО «Спец-Транс» осуществляет необходимые мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: осуществляет сбор и вывоз обнаруженного на территории участка мусора; ежегодно организует уборку и вывоз снежных масс. В том числе Обществом были проведены мероприятия по рекультивации земель: между ООО «Спец-Транс» и ОАО «» заключен договор от 28 октября 2021 года, предметом которого является выполнение проектных работ по рекультивации земель с кадастровым номером , и который исполняется.

Просит учесть, что протокол об административном правонарушении не содержит указание на конкретные мероприятия, которые, по мнению должностного лица, должно было выполнить Общество.

Отмечает, что в способе размещения и функционирования котлованов для жидких бытовых отходов (далее ЖБО), размещенных на земельном участке, нарушений требований действующих нормативных правовых актов не содержится, соответственно, не имеется оснований полагать о наличии нарушений, приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Судьей районного суда не дано оценки указанным обстоятельствам.

Исходя из позиции должностного лица по вменению ООО «Спец-Транс» осуществления в результате коммерческой деятельности слива ЖБО в почвенную толщу и порчи почва отходами IV класса опасности на земельном участке и прилегающих территориях, действия Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ. Между тем, переквалификация на указанный состав недопустима, поскольку ухудшает положение юридического лица, кроме того, доказательств негативного воздействия ООО «Спец-Транс» на почву не установлено.

Полагает, что подлежат исключению из числа доказательств по делу: заключение по результатам проведения лабораторных исследований, протоколы испытаний почвы, акты отбора проб почвы, фототаблица, так как нарушен порядок отбора проб.

По мнению защитника, срок давности привлечения к административной ответственности истек 23 марта 2016 года, поскольку исчисляется с момента действия договора аренды, то есть с 23 марта 2015 года и составляет один год.

Обращает внимание, что рассмотрение жалобы на оспариваемое постановление должностного лица подведомственно арбитражному суду.

С учетом целевого назначения земельного участка, принятых мерах Обществом по обеспечению охраны земель, в том числе обращения в администрацию с вопросом о преобразовании мест для приемки и очистки ЖБО, о финансировании либо запрете деятельности по обращению с ЖБО на территории земельного участка, считает, что имеются основания для признания вменяемого деяния малозначительным.

Просит отменить принятые по делу акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, которые поддержал защитник ООО «Спец-Транс» Аношкин П.В., заслушав возражения должностных лиц Сибирского управления Росприроднадзора Карташовой К.П. и Кенника А.А. (л.д. 153-155), а также проверив законность принятых по делу актов в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) провозглашен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Исходя из норм, предусмотренных статьями 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды), земля и почва, как компоненты природной среды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса РФ).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (часть 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно части 2 указанной статьи, при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (статья 42 Земельного кодекса РФ).

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Как усматривается из материалов дела, в Сибирское межрегиональное Управление Росприроднадзора поступила информация Отделения МВД России по Чулымскому району Новосибирской области, содержащая сведения о сливе жидких бытовых отходов на земельном участке в Чулымском районе Новосибирской области.

При проверке указанных данных о месте слива жидких бытовых отходов, установлено, что указанные географические координаты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 54:30:025901:1194, подъезд к которому осуществляется по земельному участку с кадастровым номером .

Согласно Постановлению главы Чулымского района Новосибирской области от 12 февраля 2014 года утвержден акт выбора земельного участка для размещения «накопителей под временное хранение жидких бытовых отходов и подъездных путей (с площадкой для размещения автотранспорта)» площадью 412500 кв.м в МО Н. (далее - акт выбора земельного участка), и согласовано место размещения объекта согласно акту выбора.

В соответствии с актом выбора земельного участка установлено, что специальной комиссией администрации Н. произведено обследование земельного участка и его выбор для размещения накопителей под временное хранение жидких бытовых отходов и подъездных путей (с площадкой для размещения автотранспорта) по адресу: Н. , МО (площадь участка для размещения накопителей ЖБО - 22180 кв. м. для размещения подъездных путей - 3180 кв.м). Комиссией установлено, что на указанном земельном участке какие-либо объекты отсутствуют, рельеф участка ровный, участок не подтапливается.

По образованному земельному участку с кадастровым номером постановлением главы Н. от 25 марта 2014 года утверждена схема раздела земельного участка. В дальнейшем были образованы 2 земельных участка с кадастровыми номерами и категории земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства.

Распоряжением Губернатора Новосибирской области от 03 февраля 2015 года -рп указанные земельные участки переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровыми номерами: . местоположение: Н. , муниципальное образование , площадью 22180 кв.м; , местоположение: Н. , муниципальное образование , площадью 3180 кв.м.

По результатам проведенного административного расследования, должностным лицом Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора установлены факты, свидетельствующие о нарушении ООО «Спец-Транс» природоохранного законодательства, что выразилось в следующем.

На земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности ООО «Спец-Транс», расположен объект недвижимости - сооружение, с кадастровым номером 54:30:025901:1231, именуемое как «подъездные пути к накопителям для временного хранения ЖБО», площадью 3180 кв.м соответствующей площади занимаемого земельного участка. На указанный объект недвижимости - подъездные пути к накопителям ЖБО - зарегистрировано право собственности ООО «Спец-Транс» в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 18 апреля 2016 года .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее ЕГРПН), земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенное использование - «для размещения подъездных путей к накопителям для временного хранения ЖБО». Зарегистрировано право собственности от ДД.ММ.ГГГГ за ООО «Спец-Транс».

В соответствии с Договором аренды сооружения от 11 января 2021 года, ООО «Спец-Транс» подъездные пути к накопителям ЖБО переданы в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Техническая для приема и размещения специализированного автотранспорта, осуществляющего слив ЖБО на прилегающий земельный участок с кадастровым номером .

В соответствии с выпиской из ЕГРПН, земельный участок с кадастровым номером 54:30:025901:1194 имеет категорию земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенное использование - «для размещения накопителей для временного хранения ЖБО».

В соответствии с постановлением администрации Н. от 23 марта 2015 года , земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Спец-Транс» в аренду по договору аренды земельного участка от 23 марта 2015 года (далее Договор аренды от 23 марта 2015 года) на срок 10 лет - до 22 марта 2025 года, для размещения накопителей для временного хранения ЖБО в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (площадь передаваемого участка 22 180 кв.м). Согласно выписке ЕРГЮЛ за ООО «Спец-Транс» право аренды от 26 марта 2015 года зарегистрировано за .

В силу условий Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Спец-Транс» обязано не допускать ухудшения экологической обстановки на земельном участке и прилегающих территориях в результате своей деятельности (пункт 4.4.4); нести обязанности, предусмотренные законодательством РФ (пункт ДД.ММ.ГГГГ). В Приложении №3 к данному договору «Описание земельного участка» отмечено наличие публичного сервитута на земельном участке, а именно «сохранность рекультивационного слоя земли».

В ходе проведения проверки административным органом из представленной ООО «Спец-Транс» информации от 01 сентября 2021 года во исполнение определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ООО «Спец-Транс» мероприятия по использованию и охране земель не проводятся, проекты рекультивации нарушенных земель отсутствуют, в то время как хозяйственная деятельность по размещению накопителей для временного хранения ЖБО на земельном участке предполагает негативное воздействие на окружающую среду (почву).

Так, ООО «Спец-Транс» арендует земельный участок с кадастровым номером для «размещения накопителей для временного хранения ЖБО», осуществляя вывоз ЖБО (по контрактам от 01 января 2021 года, от 01 февраля 2021 года, от 15 февраля 2021 года, от 05 марта 2021 года, от 12 апреля 2021 года, от 07 июня 2021 года, от 30 июля 2021 года от 01 октября 2021 года, заключенным с ГБУЗ Н. «Чулымская центральная районная больница», согласно актам на выполнение работ и услуг по вывозу ЖБО) и слив ЖБО на указанный арендованный земельный участок. Данные действия ООО «Спец-Транс» осуществляются посредством договоров, заключенных между ООО «Спец-Транс» и ООО «Техплощадка» ( от 11 января 2021 года).

В рамках проводимого административного расследования осуществлены осмотры и обследования земельных участков с кадастровыми номерами , в МО Н. .

По результатам осмотра, проведенного 07 сентября 2021 года, установлено, что на въезде к обследуемой территории установлен баннер «Площадка для слива жидких бытовых отходов», осуществляется пропускной режим ООО « (как арендатор сооружения), установлен пост охраны и шлагбаум, по периметру обследуемая территория не огорожена. Проезд автомобильного транспорта к земельному участку с кадастровым номером осуществляется через прилегающий земельный участок с кадастровым номером (подъездные пути к накопителям ЖБО).

Земельный участок с кадастровым номером по периметру также не огорожен, границы не вынесены в натуру. На обследуемом участке расположены котлованы - пруды отстойники жидких бытовых отходов. Непосредственный слив ЖБО происходит в котлован - пруд , к которому оборудован подъезд для автомобильного транспорта. Котлован преимущественно находится на земельном участке с кадастровым номером , частично на земельном участке с кадастровым номером из-за размытия и подтопления территории данного участка (географические координаты ), и частично на неразграниченных землях кадастрового квартала . Котлован не имеет никаких защитных ограждений. Далее, по сточной канаве из котлована (географические координаты .10916 Е 80.90799) ЖБО стекает в пруд . Сточная канава представляет собой выкопанную в земле траншею и проходит по земельному участку с кадастровым номером . Канава не огорожена. Вблизи пруда канава расширяется, границы траншеи не прослеживаются. ЖБО перетекает в котлован по естественному рельефу местности по почве (географические координаты ). Пруд частично расположен на земельном участке с кадастровым номером , а преимущественно данный пруд распространяется по разграниченным землям кадастрового квартала . Далее, из котлована по рельефу местности ЖБО стекает в пруд-отстойник (географические координаты ), границы которого четко не прослеживаются в виду наличия растительности и распространения ЖБО по рельефу местности и почве. На обследуемой территории присутствует почвенно-растительный слой. Площади со снятым плодородным слоем почвы визуально не зафиксированы. На территории между котлованами и обнаружены локальные захламления.

Кроме этого, дополнительно осуществлен осмотр территории земельных участков с кадастровыми номерами и и прилегающей территории с участием эксперта ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО».

В ходе проводимого расследования ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» осуществлены отборы проб почв и отходов на обследуемой территории, а также проведено экспертное сопровождение ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО».

В соответствии с заключением ФГ БУ «ЦЛАТИ по СФО» от 15 сентября 2021 года №А40, по результатам проведения лабораторных испытаний, а также в соответствии с экспертным заключением от 28 октября 2021 года установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ в исследованных пробах почв по отношению к установленным фоновым значениям:

- концентрация загрязняющих веществ (никель) превышена в точках , , (протоколы испытаний №№ от 14 сентября 2021 года), с глубины 0-5 см в точке составляет 1,27 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 3,18 раза (величина фонового показателя - составляет 3,80 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 9,5 раз (величина фонового показателя - составляет 1,81 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 4,53 раза, с глубины 5-20 см в точке составляет 2,65 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 6,63 раз; с глубины 0-5 см в точке составляет 1,51 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 3,78 раза, с глубины 5-20 см в точке составляет 0,79 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,98 раза;

-концентрация загрязняющих веществ (хром) превышена в точках , (протоколы испытаний от 14 сентября 2021 года ), с глубины 5-20 см в точке составляет 0,58 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2,9 раза (величина фонового показателя - составляет 0,55 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2,75 раза (величина фонового показателя -

-концентрация загрязняющих веществ (мышьяк) превышена в точках и (протоколы испытаний от 14 сентября 2021 года ), с глубины 0-5 см в точке составляет 2,3 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2,7 раза (величина фонового показателя - 0,86 мг/кг), с глубины 5-20 см в точке составляет 2,0 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,60 раза (величина фонового показателя – 1,26 мг/кг); с глубины 0-5 см в точке составляет 1,57 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,8 раза, с глубины 5-20 см в точке составляет 2,0 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,60 раза;

-концентрация загрязняющих веществ (подвижные соединения фосфора) превышена в точке (протокол испытаний от 14 сентября 2021 года ), с глубины 0-5 см в точке составляет 129 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 2,9 раза (величина фонового показателя - 45 мг/кг), с глубины 5-20 см в точке составляет 76 мг/кг, уровень фонового показателя превышен в 1,80 раза (величина фонового показателя -41 мг/кг).

По результатам проведенных лабораторных испытаний проб отходов ФГБУ «ЦЛА-ТИ по СФО» составлены Протоколы испытаний отходов от 04 октября 2021 года , протоколы биотестирования с заключениями от 05 октября 2021 года . Установлен компонентный состав отходов. На основании результатов биотестирования установлено, что исследованные пробы отхода оказывают острое токсическое действие на тест-объекты.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 04 декабря 2014 года «Об утверждении Критериев отнесения отходов к 1-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», согласно пунктам 12.13.14.17 и приложению к Критериям, исследованные отходы соответствуют IV (четвёртому) классу опасности.

Согласно выводам экспертного заключения от 28 октября 2021 года:

-на прилегающей территории к котловану и вокруг котлованов и установлено наличие плодородного слоя почвы мощностью от 11 до 19 см;

-установлено негативное воздействие котлованов (прудов) ЖБО на окружающую среду (почвы), ухудшающее качественное состояние земель, выразившееся в захламлении и загрязнении (превышение фоновых концентраций загрязняющих веществ) почв на земельном участке с кадастровым номером и прилегающих территориях;

-установлен факт переувлажнения почвы жидкими бытовыми отходами на обследуемой территории, что в свою очередь ведет к нарушению аэрации и теплового режима, ухудшению деятельности полезных микроорганизмов.

Таким образом, по результатам проведенных мероприятий установлено, что ООО «Спец-Транс», как арендатор земельного участка с кадастровым номером , не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние земель, выразившееся в бесконтрольном распространении ЖБО на данном земельном участке, и которые (ЖБО) распространяются на прилегающие территории неразграниченных земель кадастрового квартала .

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Спец-Транс» к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются доказательствами в представленном административным органом деле №З-1035: определением З-1035 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Спец-Транс» от 30 августа 2021 года; письмом Отделения МВД России по «О предоставлении информации» от 27 июля 2021 года; космоснимоками; выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30 июля 2021 года; выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении земельного участка и ; ответом ООО «Спец-Транс» на определение об истребовании сведений; карточкой предприятия ООО «Спец-Транс»; свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия ООО «Специализированное транспортное предприятие» от 05 июня 2001 года; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе ООО «Специализированное транспортное предприятие»; решением единственного участника ООО «Спец-Транс» от 22 июня 2021 года; Уставом ООО «Спец-Транс»; актом выбора земельного участка для размещения накопителей под временное хранение ЖБО от 10 февраля 2014 года; постановлением Главы администрации Н. «Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта» от 12 февраля 2014 года; постановлением администрации Н. «Об утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером от 25 марта 2014 года; постановлением администрации Н. «О предоставлении земельного участка в аренду» от 23 марта 2015 года; договором аренды земельного участка от 23 марта 2015 года; постановлением администрации Н. «О предоставлении земельного участка в аренду» от 23 марта 2015 года; договором аренды земельного участка от 23 марта 2015 года; постановлением администрации «О строительстве подъездных путей» от 15 апреля 2015 года; разрешением на строительство от 15 апреля 2015 года; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 10 июня 2015 года; справкой о соответствии параметров от 03 июня 2015 года; справкой о соответствии параметров от 03 июня 2015 года; кадастровым паспортом от 06 июля 2015 года; схемой с геодезическими данными; свидетельством о государственной регистрации права от 18 апреля 2016 года; схемой раздела земельного участка с ; договором аренды сооружения от 11 января 2021 года; договором аренды земельного участка №31от 23 марта 2015 года; договором аренды земельного участка №31 от 23 марта 2015 года; заявкой в ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» на экспертное сопровождение № ИШ-02-07/12584 от 02 сентября 2021 года; заявкой в ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» на отбор проб почв от 02 сентября 2021 года; протоколом осмотра от 07 сентября 2021 года и фототаблицей к нему, план-схемой; заявкой в ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» на отбор проб отходов от 27 сентября 2021 года; протоколом осмотра от 28 сентября 2021 года; актами отбора проб почв ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» от 07 сентября 2021 года,№ от 07 сентября 2021 года, от 07 сентября 2021 года, № от 07 сентября 2021 года; протоколами испытаний почв ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» от 14 сентября 2021 года, № от 14 сентября 2021 года, от 14 сентября 2021 года, 14 сентября 2021 года; заключением по результатам проведения лабораторных исследований ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» от 15 сентября 2021 года; актом отбора отходов ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» от 28 сентября 2021 года, от 28 сентября 2021 года, от 28 сентября 2021 года; протоколами испытаний отходов ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» №А1905 от ДД.ММ.ГГГГ, от 04 октября 2021 года, от 04 октября 2021 года; протоколами биотестирования отходов с заключениями ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» от 05 октября 2021 года, №Б373 от ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 28 октября 2021 года; протоколом об административном правонарушении № З-1035 от 29 октября 2021 года; постановлением от 23 марта 2015 года о предоставлении земельного участка в аренду и договором аренды от 23 марта 2015 года; договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Н. от 07 октября 2014 года о необходимости закрытия свалки; экспертным заключением от 07 ноября 2019 года; ответом прокуратуры Н. от ДД.ММ.ГГГГ; платежными поручениями и актами выполненных работ по контрактам, заключенным между ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ» и ООО «Спец-Транс» за период с 2016 по ноябрь 2021 года; контрактами, заключенными между ГБУЗ НСО «Чулымская ЦРБ» и ООО «Спец-Транс» за период с 2016 года по ноябрь 2021 года.

Вопреки доводам жалобы, всем представленным по делу доказательствам должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка.

Судья районного суда, разрешая жалобу, проанализировав положения законодательства, подлежащего применению в деле, пришел к обоснованному выводу о законности постановления должностного лица, вынесенного в отношении ООО «Спец-Транс».

Правильность указанных выводов сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводам о наличии в деянии ООО «Спец-Транс», не выполнившего установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Представленные Обществом в обоснование своих доводов о проведении надлежащих мероприятий по улучшению и защите земель и охране почвы от негативного воздействия на окружающую среду доказательства: путевые листы на бортовку и погрузку снега и на вывоз мусора на земельном участке, а также заключенный в период производства по делу об административном правонарушении договор от 28 октября 2021 года на проектные работы по рекультивации земель с кадастровым номером 54:30:025901:1194, не влияют на законность принятых по делу актов.

Установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что принятые ООО «Спец-Транс» мероприятия по охране, улучшению и защите земель, являются явно недостаточными.

При этом, вопреки доводам жалобы, юридическое лицо, используя земельный участок, обязано во исполнение требований природоохранного законодательства определить по своему усмотрению комплекс таких мероприятий, которые будут обеспечивать исключение негативного воздействия на окружающую среду.

Утверждение в жалобе, что исходя из позиции должностного лица и установленных фактических обстоятельств, должна быть определена квалификация по статье 8.6 КоАП РФ, основано на неверном применении норм права.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, характеризуется бездействием, выразившемся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Между тем, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.6 КоАП РФ, выражена в действии – порча земель.

Согласно описанному в оспариваемом постановлении деянию, ООО «Спец-Транс» не вменено действий по порче земель. Ссылка должностного лица на результаты исследования почв приведена в обоснование доводов о невыполнении Обществом предусмотренных законом природоохранных мероприятий.

В ходе административного расследования по настоящему делу установлено, что порча земель на территории земельных участков, занимаемых прудами ЖБО и прилегающей территории в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления допущена ООО «Техплощадка», осуществляющим предпринимательскую деятельность по обращению с отходами.

По результатам административного расследования ООО «, которому на основании договора аренды сооружения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спец-Транс» переданы подъездные пути к накопителям ЖБО для приема и размещения специализированного автотранспорта, привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ постановлением от 19 ноября 2021 года. Данное постановление признано законным решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10 марта 2022 года по делу , оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2022 года по делу (л.д. 156-206).

С учетом изложенного, не имеют значения доводы жалобы относительно недопустимости доказательств, в связи нарушением порядка отбора проб. Между тем, указанные доводы также являлись предметом проверки в рамках рассмотрения дела арбитражным судом в отношении ООО «Техпрощадка и признаны необоснованными.

Таким образом, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о невыполнении ООО «Спец-Транс» установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Постановление должностного лица, решения вышестоящего должностного лица и судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Довод о пропуске срока привлечения к административной ответственности правомерно отклонен судом первой инстанции.

Действия ООО «Спец-Транс» квалифицированы в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено с соблюдением требований закона в пределах санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

С учетом характера и конкретных фактических обстоятельств административного правонарушения, объекта посягательства, исключительных обстоятельств для снижения размера назначенного административного штрафа, а также для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа предупреждением, о признании совершенного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 данного Кодекса малозначительным, не имеется, о чем приведены мотивированные доводы судьей районного суда.

Доводы жалобы о подведомственности рассмотрения жалобы арбитражному суду также являются несостоятельными и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом решении судьи.

По существу доводы жалобы, повторяют доводы, приводимые в судебном заседании суда первой инстанции, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по настоящему делу в отношении ООО «Спец-Транс» актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 03 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Транспортное Предприятие», оставить без изменения, жалобу защитника Аношкина П.А.— без удовлетворения.

Судья (подпись) Ю.Г.Деменкова

Копия верна: судья облсуда