ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-215(2 от 18.05.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №7-215(2)/2022

Судья Кострюков П.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 18 мая 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу администрации города Тамбова Тамбовской области на постановление старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области от 12 января 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области ФИО1 от 12 января 2022 года, администрация г.Тамбова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 65000 рублей.

Основанием привлечения администрации г. Тамбова к административной ответственности явилось то, что администрация г.Тамбова, в рамках возбужденного 07 февраля 2017 года исполнительного производства № ***, не исполнила без уважительных причин требования исполнительного документа, по предмету исполнения: утвердить мировое соглашение, согласно которому ответчик - администрация г.Тамбова обязуется включить в мероприятия по реализации краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 01 апреля 2016 года № ***, ремонт внутридомовых инженерных систем многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, а именно водоснабжения, электроснабжения, водоотведения на 2016 года; теплоснабжения и установка приборов учета тепловой энергии на 2017 года; выполнить ремонт водоснабжения, водоотведения, электроснабжения вышеуказанного жилого дома до 31 декабря 2016 года, а ремонт теплоснабжения и установить приборы учета тепловой энергии до начала отопительного сезона 2017 года в рамках вышеуказанной региональной программы, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем по требованию от 18 ноября 2021 года - до 13 декабря 2021 года, после наложения административного штрафа.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 февраля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с данным постановлением, администрацией г.Тамбова подана жалоба, в которой просит указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, восстановить срок обжалования.

Указывает, что в целях исполнения решения суда администрацией г. Тамбова было направлено предложение для включения в региональную программу капитального ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, в орган исполнительной власти Тамбовской области, осуществляющий реализацию единой государственной политики в сфере развития топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Тамбовской области. Обязанность по финансированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в собственности граждан в полномочия администрации г. Тамбова не входит.

На основании предложений администрации г. Тамбова о включении в региональную программу капитального ремонта внутридомовых инженерных систем вышеуказанного многоквартирного дома, а также с учетом наличия денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта в постановление администрации Тамбовской области от 1 апреля 2016 года № ***, 22 декабря 2017 года были внесены изменения, согласно которым указанны дом был включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов по выполнению ремонта инженерной системы водоснабжения на сумму 1 438 412 рублей.

Согласно договора подряда № *** от 13 июля 2018 года, заключенным между МКУ «Долговой центр» и ООО «УПТК Тамбовспецстрой» выполнен ремонт инженерной системы электроснабжения, о чем свидетельствует акт о приемке выполненных работ от 29 ноября 2018 года. При этом работы по капитальному ремонту общего имущества производились за счет средств собственников помещений данного дома, поступающих от уплаты взносов на капитальный ремонт.

На основании изложенного, полагает, что администрация г. Тамбова определение Ленинского районного суда г. Тамбова от 3 августа 2016 года в части своих полномочий исполнила.

Рассматривая ходатайство заявителя о восстановлении срока обжалования решения судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 февраля 2022 года, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела следует, что копия решения судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 февраля 2022 года, вручена администрации г. Тамбова 14 марта 2022 года (л.д.74). Жалоба подана на данное решение 24 марта 2022 года, то есть в установленный законом срок.

Вместе с тем, определением судьи Тамбовского областного суда от 6 апреля 2022 года жалоба оставлена без рассмотрения в связи с отсутствием у подписавшего ее лица полномочий на подписание и подачу жалоб по делам об административных правонарушениях от имени и в интересах администрации г. Тамбова. Данное решение получено администрацией г. Тамбова 18 апреля 2022 года. Повторно жалоба подана 26 апреля 2022 года, то есть также в пределах десятидневного срока.

При таких обстоятельствах, с учетом своевременного обращения администрации г.Тамбова с жалобой в суд и незамедлительного устранений всех препятствий, послуживших основанием для оставления первоначальной жалобы без рассмотрения, обеспечивая возможность привлеченному к административной ответственности лицу реализации права доступа к правосудию и права на защиту, прихожу к выводу об удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении срока обжалования судебного акта.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав ФИО2, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

Как видно из материалов дела, определением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 3 августа 2016 года, вступившем в законную силу 19 августа 2016 года, утверждено мировое соглашение, согласно которому ответчик – администрация г. Тамбова обязуется включить в мероприятия по реализации краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 1 апреля 2016 года № 344, ремонт внутридомовых инженерных систем многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, а именно водоснабжения, электроснабжения, водоотведения на 2016 год, теплоснабжения и установка приборов учета тепловой энергии на 2017 год, а также выполнить ремонт водоснабжения, водоотведения, электроснабжения вышеуказанного жилого дома до 31 декабря 2016 года, ремонт теплоснабжения и установить приборы учета тепловой энергии до начала отопительного сезона 2017 года в рамках вышеуказанной региональной программы.

Во исполнение указанного определения судьи районного суда Ленинский районным судом г. Тамбова 25 января 2017 года был выдан исполнительный лист серии *** от 3 августа 2016 года, на основании которого судебным приставом – исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области 7 февраля 2017 года возбуждено исполнительное производство № ***.

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

В связи с тем, что в установленный срок должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, 3 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

14 апреля 2021 года старшим судебным приставом межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ о признании администрации г. Тамбова виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Требованием от 18 ноября 2021 года судебным приставом – исполнителем должнику был установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 13 декабря 2021 года, которое должником в установленный срок выполнено в полном объеме не было.

14 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области составлен протокол об административном правонарушении *** в отношении администрации об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области от 21 января 2021 года, администрация г. Тамбова привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 65 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 февраля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия администрацией своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, а также с учетом невыполнения требований судебного пристава-исполнителя в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судья районного суда правомерно признал законным постановление должностного лица о привлечении администрации к административной ответственности.

Доводы жалобы об отсутствии вины администрации в неисполнении решения суда со ссылкой на то, что в полномочия администрации г. Тамбова не входит обязанность по финансированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в собственности граждан и проведении ремонта инженерной системы электроснабжения на сумму 1 438 412 рублей за счет средств собственников помещений данного дома, поступающих от уплаты взносов на капитальный ремонт, не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.

Так, статьей 12 Закона Тамбовской области от 21 июля 2013 года № 309-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области», предусмотрены такие меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта как финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Тамбовской области, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами Тамбовской области, муниципальными правовыми актами.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения вступившего в законную силу судебного решения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

При этом данных об исполнении определения судьи районного суда от 3 августа 2016 года администрацией г. Тамбова в полном объеме, принятия мер направленных на исполнение указанного решения, на момент рассмотрения настоящей жалобы также не имеется.

Из материалов дела не следует, что администрацией г. Тамбова приняты все зависящие от нее меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Судья районного суда обоснованно признал доказанным факт совершения администрацией г. Тамбова вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным.

Порядок и срок давности привлечения администрации г. Тамбова к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

р е ш и л:

постановление заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области от 21 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 февраля 2022 года, оставить без изменения, жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.

Судья Ю.А. Курохтин