ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-216/19 от 05.02.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Порошин О.В.

Дело № 7-216/2019 (21-139/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 05 февраля 2019 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.12.2018, постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 26.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

установила:

Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 26.10.2018 №721 главный инженер ОАО ПТЗ «ТЕЛТА» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.12.2018, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, постановление о привлечении к административной ответственности оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1 просит об отмене решения судьи районного суда, постановления должностного лица, применении положений ст.2.9 КоАП РФ, указывая, что в данном случае существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не произошло. Нарушение было устранено до рассмотрения дела об административном правонарушении.

В судебном заседании в краевом суде ФИО1, защитник Спехов И.С., действующий на основании устного ходатайства, жалобу поддержала.

Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей

Согласно ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Часть 3 ст. 19 названного Федерального закона обязывает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

В настоящее время действует Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденный приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899. Данный нормативный правовой акт содержит правила представления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия, далее - НМУ), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.

Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) разрабатываются в соответствии с документом РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (утверждены Госкомгидрометом СССР 01.12.1986), определяющим единый порядок и обязанности организаций, участвующих в работах по прогнозу загрязнения атмосферы, регулированию выбросов и контролю эффективности этих работ.

Как следует из материалов дела, ОАО ПТЗ «ТЕЛТА», осуществляющее деятельность по адресу: <...> основная площадка, очистные сооружения), имеет источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. 22.03.2018 юридическому лицу выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) сроком действия с 22.03.2018 по 24.01.2025.

В ходе проведенной 15.08.2018 Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края на основании приказа руководителя административного органа от 30.07.2018 плановой выездной проверки объекта негативного воздействия установлено, что в ОАО ПТЗ «ТЕЛТА» в нарушение требований ст.19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» не организованы мероприятия по получению информации о неблагоприятных метеорологических условиях в установленном порядке (не заключен соответствующий договор с официальной подведомственной организацией федерального органа исполнительной власти гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории Пермского края – Пермским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиалом ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»), не разработан журнал о выполнении мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ, который применяется для записи предупреждений (оповещений) о НМУ и мер, направленных на сокращение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. То есть фактически не организовано проведение организационно-технических мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух в период НМУ.

ФИО1 занимает должность главного инженера ОАО ПТЗ «ТЕЛТА». Согласно должностной инструкции главный инженер относится к категории руководителей, является первым заместителем директора по производству и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности предприятия, должен знать основы экологического законодательства, осуществляет контроль за исполнением, в том числе, требований природоохранных органов, руководит разработкой мероприятий по предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду. При этом главный инженер имеет право вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными инструкцией должностными обязанностями.

Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами, включая акт проверки, разрешение №** от 22.03.2018, справку от 31.08.2018 за подписью и.о. генерального директора ОАО ПТЗ «ТЕЛТА» В., главного бухгалтера Г. об отсутствии договора на прием оповещений с пермским ЦГМС, журнала фиксации проводимых мероприятий на период НМУ.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, оснований не доверять которым не имеется, должностное лицо, судья районного суда с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ, приложения к ней пришли к обоснованному выводу о совершении ФИО1 правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.

Не представлено достоверных доказательств в обоснование того, что должностным лицом предпринимались какие-либо меры, направленные на обеспечение выполнения ОАО ПТЗ «ТЕЛТА» требований законодательства в области окружающей среды, для надлежащей организации проведения организационно-технических мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух в период НМУ.

Довод заявителя жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, является несостоятельным.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Рассматриваемое правонарушение является формальным, не требует обязательного наступления вредных последствий и причинения ущерба. Основной задачей производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха при наступлении НМУ является обеспечение выполнения предприятием мероприятий по регулированию выбросов. В данном случае должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и признания совершенного должностным лицом правонарушения малозначительным. Правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода должностного лица не усматривается, учитывая, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.21 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.

Устранение нарушения в соответствии с выданным предписанием не является обстоятельств, которое влечет признание правонарушения малозначительным и освобождение лица от административной ответственности, поскольку факт нарушения был выявлен. Данное обстоятельство может повлиять на вид и размер назначаемого административного наказания. Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере, установленном санкцией ч.2 ст.8.21 КоАП РФ для должностных лиц.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.12.2018, постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 26.10.2018 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья –