ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-216/2018 от 26.03.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-216/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Санкт-Петербург 26 марта 2018 года

Судья Ленинградского областного суда Рябинин К.В.

при секретаре Степановой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» Афонина А.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу (далее государственный инспектор РФ по СЗФО) от 23 ноября 2017 года и решение судьи Подпорожского городского суда Ленинградской области от 31 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора РФ по СЗФО Галаевой В.А. от 23 ноября 2017 г., администрация МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Подпорожского городского суда Ленинградской области от 31 января 2018 г. постановление изменено - административный штраф снижен на основании чч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ до 50000 рублей.

В своей жалобе законный представитель администрации просит отменить постановление и решение суда. В обоснование жалобы указывает, что материалами дела не доказано совершение администрацией правонарушения. Кроме того, указывает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, что влечет признание его недопустимым доказательством.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 998 г. N 89-ФЗ) отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Пунктами 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Пунктом 10 Порядка проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712, установлено, что на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном п. 7 настоящих Правил.

Требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходах установлены Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Материалами дела установлено, что в адрес Департамента Роспиророднадзора по Северо-Западному федеральному округу из Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами поступило сообщение о том, что администрация МО «Важинское городское поселение» заключила договор с ООО «Спецтранс» на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов, размещение которых, согласно договору осуществляется в карьере «Вехкозерский» по адресу: <адрес>, на расстоянии 0,3 км.

По фактам, изложенным в вышеуказанном сообщении, в отношении администрации МО «Важинское городское поселение» возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

По результатам проверки установлено, что администрацией МО «Важинское городское поселение» в нарушение требований об охране окружающей среды: не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов; не разработан паспорт на отход, образованный от деятельности администрации на энергосберегающие лампы; не ведется учет в области обращения с отходами; не предоставлена отчетность по форме № 2-ТП (отходы) за 2016 г. в Департамент Роспиророднадзора по Северо-Западному федеральному округу до 01 февраля 2017 г.

Выводы судьи о совершении администрации МО «Важинское городское поселение» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Факт совершения администрацией МО «Важинское городское поселение» вышеуказанного административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 14 ноября 2017 г., протоколом осмотра от 26 октября 2017 г., копией договора оказания услуг по приему ТКО от 30 декабря 2016 г., сообщением заместителя главы администрации МО «Важинское городское поселение» ФИО5 от 09 октября 2017 г. об отсутствии журнала учета отходов и непредставлении отчетности по форме 2-ТП (отходы), иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вывод о наличии вины администрации МО «Важинское городское поселение» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что администрация МО «Важинское городское поселение» не осуществляет деятельность по обращению с отходами, а потому не является субъектом вмененного административного правонарушения, был предметом рассмотрения судьи первой инстанции и обоснованно им отклонен.

Относительно довода о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом, суд считает необходимым отметить следующее.

Как установлено пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 5.1.3 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения).

Согласно пункту 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами.

Согласно п. 4.1.8 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 30.03.2011 N 188, территориальный орган осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

Таким образом, представление в органы Росприроднадзора сведений по форме 2-ТП (отходы) является одной из составляющих государственного экологического надзора, который осуществляется, в том числе путем анализа информации и сведений, содержащихся в этих отчетах.

Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность выводов о наличии вины администрации МО «Важинское городское поселение» в совершении вышеуказанного административного правонарушения.

Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать вышеуказанные акты как незаконные и необоснованные, по делу не установлено.

Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора РФ по СЗФО Галаевой В.А. от 23 ноября 2017 г. и решение судьи Подпорожского городского суда Ленинградской области от 31 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» оставить без изменений, жалобу законного представителя администрации МО «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» Афонина А.А. – без удовлетворения.

Судья:

Судья: Белоусов В.В.