Судья Малахов С.Л. Дело № 7-216/2021
РЕШЕНИЕ
27 мая 2021 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ТрейдТранс» Ким Г.Д. на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТрейдТранс»,
установил:
постановлением № 04035/20 заместителя начальника отдела (фитосанитарный надзор, надзор в сфере качества и безопасности зерна и семенной контроль) по Магаданской области Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданским областям ФИО1 от 4 декабря 2020 года ООО «ТрейдТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, <должностное лицо> ООО «ТрейдТранс» ФИО2 обратился в суд с жалобой в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 10 марта 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ в Новосибирский областной суд, защитник ООО «ТрейдТранс» Ким Г.Д. просит отменить вынесенные в отношении ООО «ТрейдТранс» решение суда и постановление должностного лица административного органа и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
В обоснование своей жалобы указывает, что должностным лицом административного органа, а впоследствии и судом были неправильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу. Утверждает, что обязанность немедленного извещения федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» возложена на собственника подкарантинной продукции, либо лиц, которые осуществляют производство (в том числе переработку), хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции; доказательств того, что ООО «ТрейдТранс» является собственником или лицом, которое осуществляет производство (в том числе переработку), хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, в материалах дела не представлено, поэтому ООО «ТрейдТранс» незаконно привлечено к административной ответственности. ООО «ТрейдТранс» лишь оказало услуги транспортной экспедиции по организации перевозки зерна в контейнерах от Грузоотправителя – ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Возрождение» до грузополучателя (собственника зерна) – ИП ФИО3 на основании заключенного между ООО «ТрейдТранс» и ИП ФИО3 договора на транспортно-экспедиционное обслуживание №ТТ-286/2019 от 1 октября 2019 года и поручений экспедитору.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, а также проверив в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Правовые основы регулирования в области карантина растений содержатся в Федеральном законе «О карантине растений» от 21.07.2014 № 206-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 32 указанного закона предусмотрено, что граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
Приказом Минсельхоза России от 10.08.2017 № 390 утвержден Порядок немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме (действующий на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности). Настоящий Порядок устанавливает правила извещения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде покарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме (пункт 1).
Заявитель либо его уполномоченный представитель направляет извещение о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов (далее - доставка, извещение) в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление Россельхознадзора), на территории деятельности которого осуществлена доставка. Заявитель в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки, направляет извещение в управление Россельхознадзора.
В соответствии со статьей 10.3 КоАП РФ нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, согласно информации, представленной 18 ноября 2020 года транспортной компанией ООО «Магадантранссервис» на территорию Магаданской области по коносаментам от 26 октября 2020 года №№ Маг2045У129М - Маг2045У133М; Маг2045У140М - Маг2045У146М; Маг2045У148М - Маг2045У151М в контейнерах: MSKU 3695571, MSKU 5468598, MRKU 8883224, САШ 6260434, MSKU 5476422, CMAU 0730847, CMAU 0971762, ТЕМИ 1037083, TCLU 3249660, CMAU 0187848, GESU 3203705, SCMU 2058152, APZU 2107511,CMAU 1192730, TCKU 2614605, BEAU 2793662 из порта Владивосток на теплоходе «Саско Кунашир», рейс 2048, так же по коносаменту N2Mar2049V050M от 29 октября 2020 года в контейнере FSCU 3956637 из порта Владивосток на теплоходе «Саско Анива» рейс 2049 от 5 ноября 2020 года, в адрес получателя ООО «ТрейдТранс» (выгрузка: г. Магадан, ул. Майская д. 51), в сопровождении карантинных сертификатов (далее - КС): от 28 сентября 2020 года №№ 49221601280920013, 49221601280920011, 49221601280920012, 49221601280920001, 49221601280920006, 49221601280920003, 49221601280920002; от 21 сентября 2020 года №№49221601210920018, 49221601210920019, 49221601210920015, 49221601210920022, 49221601210920020; от 25 сентября 2020 года №№ 49221601250920005 поступила подкарантинная продукция - зерно ячменя на кормовые цели общим весом 242,16 тонн; КС от 28 сентября 2020 года №№ 49221601280920004, 49221601280920009, 49221601280920008, от 23 сентября 2020 № 49221601230920006 поступила подкарантинная продукция семена овса для посева общим весом 71,14 тонн.
Подкарантинная продукция получена представителем ООО «ТрейдТранс» ФИО4 – 3 ноября 2020 года, 5 ноября 2020 года, 6 ноября 2020 года, 7 ноября 2020 года, 9 ноября 2020 года, однако, извещение о доставке подкарантинной продукции в территориальный отдел Россельхознадзора в установленные сроки не поступало.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ТрейдТранс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 КоАП РФ.
Должностное лицо административного органа, привлекая ООО «ТрейдТранс» к административной ответственности, указало, что ООО «Трейд Транс» является получателем подкарантинной продукции.
Суд, проверяя доводы жалобы юридического лица, также пришел к выводу о том, что ООО «ТрейдТранс» является субъектом ответственности по статье 10.3 КоАП РФ в связи с тем, что общество осуществило перевозку подкарантинной продукции.
Вместе с тем, состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными, поскольку представленными в дело доказательствами не подтверждено, что ООО «ТрейдТранс» является субъектом указанного правонарушения.
В нарушение положений статьи 29.10 КоАП РФ должностными лицами административного органа ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении не указаны обстоятельства, позволяющие отнести юридическое лицо к субъекту правонарушения.
Обязанность по извещению уполномоченного органа о доставке подкарантинной продукции вышеуказанными нормами возложена на юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции. Такие обстоятельства материалами дела не подтверждены.
Приходя к выводу о том, что ООО «ТрейдТранс» является перевозчиком подкарантинной продукции, судом не дана оценка договору транспортной экспедиции, предоставленному юридическим лицом.
В соответствии с договором № ТТ-286/2019-ТЭО на транспортно-экспедиционное обслуживание от 1 октября 2019 г., заключенному с ИП ФИО3, экспедитор (ООО «ТрейдТранс») обязуется по поручению (заявке) за вознаграждение и за счет Клиента (ИП ФИО3) выполнить или организовать транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов по линиям железных дорог России, СНГ и третьих стран, и выполнить дополнительные услуги, связанные с этими перевозками. В качестве дополнительных услуг договором транспортном экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В соответствии с указанным договором ООО «ТрейдТранс» от ИП ФИО3 (ИНН которого указан в графе клиент) как экспедитору поступили поручения на перевозку в город Магадан овса и ячменя в контейнерах.
В город Магадан зерно перевозилось в контейнерах, в соответствии с данными морских коносаментов лицом, осуществляющим морскую перевозку подкарантинной продукции (зерна) до порта Магадан, являлось ОАО «Сахалинское морское пароходство». Из указанных документов следует, что подкарантинная продукция была доставлена в порт Магадан из порта Владивосток от отправителя ООО «САСКО Лоджистик» в адрес получателя ООО «Магадантранссервис» для выдачи ООО «ТрейдТранс» и была получена представителем ООО «ТрейдТранс».
Из указанных документов не следует, что ООО «ТрейдТранс» являлось перевозчиком подкарантинной продукции, поскольку по договору транспортной экспедиции исполнитель (экспедитор) обязуется совершить не саму перевозку груза, а выполнить связанные с ней услуги или организовать их выполнение (пункт 1 статьи 801 ГК РФ), а по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю) - пункт 1 статьи 785 ГК РФ. ООО «ТрейдТранс» организовало перевозку груза иным перевозчиком, а получение груза является частью обязательств по договору транспортной экспедиции.
При этом оформление ООО «ТрейдТранс» карантинных сертификатов является обязательствами по договору транспортной экспедиции исходя из характеристик груза и не влечет возникновение у юридического лица каких-либо прав на груз, а лишь свидетельствует, что продукция являлась подкарантинной и подлежала государственному карантинному фитосанитарному контролю. Однако, возложение такой обязанности именно на ООО «ТрейдТранс», не являющегося перевозчиком, собственником или иным владельцем товара, материалами дела не подтверждено.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление № 04035/20 заместителя начальника отдела (фитосанитарный надзор, надзор в сфере качества и безопасности зерна и семенной контроль) по Магаданской области Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданским областям ФИО1 от 4 декабря 2020 года, решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТрейдТранс» отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, жалобу защитника ООО «ТрейдТранс» Ким Г.Д. – удовлетворить.
Судья Ю.А. Конева