Дело №7-218/2018 | Судья: Айрапетян Е.М. | ||
РЕШЕНИЕ город Челябинск 07 февраля 2018 года Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Лысяковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина» ФИО1 на решение судьи Тракторозаводского районного суда Челябинской области от 08 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина», установил: постановлением государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области *** от 19 сентября 2017 года АО СКБ «Турбина» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. Решением судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинской области от 08 декабря 2017 года постановление государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области *** от 19 сентября 2017 АО СКБ «Турбина» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба АО СКБ «Турбина» - без удовлетворения. В жалобе в Челябинский областной суд защитник АО СКБ «Турбина» ФИО1 просит решение районного суда отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что из оспариваемого постановления не представляется возможным установить, за какое именно правонарушение общество привлечено к ответственности. Полагает, что не установлена объективная сторона правонарушения. Ссылается на то, что факт отсутствия регистрации паспортов установки очистки газа, без подтверждения факта того, что данное нарушение может привести к загрязнению атмосферного воздуха, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает на то, что производственный контроль на источнике 0022 инструментальным | |||
2 | ||
методом проводиться не должен, он должен проводиться расчетным методом. Также указывает, что в соответствии со статьями Федерального закона, указанных в постановлении государственного инспектора ***, не предусмотрено проведение производственного контроля в период неблагоприятных метеорологических условий. Ссылается на то, что мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях содержаться в разделе 4 Проекта нормативов ПДВ, который согласован. Полагают, что поскольку проект ПДВ согласован, а мероприятия являются его разделом, отсутствует необходимость в повторном согласовании данных мероприятий. Также полагает, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении АО СКБ «Турбина» относится к полномочиям Росприроднадзора по Челябинской области, так как объект используется в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства, а также общество внесено в перечень стратегических организаций. Защитники АО СКБ «Турбина» ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме. В судебном заседании представитель Министерства экологии Челябинской области ФИО3 возражала против доводов жалобы. Прокурор Прокуратуры Челябинской области Соколова Н.Ф. в судебном заседании полагала решение судьи Тракторозаводского районного суда Челябинской области от 08 декабря 2017 года законным и обоснованным. Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам. В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических | ||
3 | ||
средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (часть 2). В силу части 1 статьи 34 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, | ||
о | ||
4 | ||
другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. Как следует из материалов дела, в период с 31 июля 2017 по 20 августа 2017 года проведена проверка АО СКБ «Турбина» на предмет соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в период неблагоприятных метеорологических условий. В рамках проверки установлено, что производственная площадка АО СКБ «Турбина» расположена по адресу: <...>. Среднесписочная численность работников предприятия составляет 1085 человек. В распоряжении Общества имеется принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество в виде нежилых помещений и очистных сооружений, а также земельные участки. АО СКБ «Турбина» специализируется на производстве газотурбинных агрегатов. Согласно утвержденным нормативам (проект ПДВ) на производственной площадке расположено 62 источника выброса (45-организованные ИВ ЗВ, 1 7- неорганизованные). В результате производственной деятельности АО СКБ «Турбина» выделяется 58 наименований загрязняющих веществ (50 из них подлежат нормированию). Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется на основании разрешения от 18 сентября 2015 года № 764 со сроком по 13 августа 2020 года. На предприятии АО СКБ «Турбина» пылегазоочистными установками оснащены 2 источника выброса: источники выброса 0019 и 0022 (СовплимМБВ-б, циклон ЦН-15). По результатам проверки установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 19, п. 1 ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п 1,3 ст. 4.2, п. 1 ст. 69, п.п 1,2,4 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» АО СКБ «Турбина» газоочистная установка Циклон ЦН-15 (источник 022) в Министерстве экологии Челябинской области не зарегистрирована, паспорта газоочистного оборудования в полном объеме не заполнены. Акты осмотра для Циклона ЦН-15, инструкции по эксплуатации газоочистных установок, приказы о назначении ответственных на предприятии отсутствуют. Производственный контроль пыли древесной на источнике выброса 0022 в периоды НМУ не осуществляется. Мероприятия по сокращению выбросов вредных загрязняющих веществ в воздух в периоды НМУ с Министерством экологии Челябинской области не согласованы. Указанные нарушения нашли свое отражение в акте проверки от 18 августа 2017 года. 18 августа 2017 года по результатам проведенной проверки, исполняющим обязанности Челябинского природоохранного прокурора Дримановой Н.Н. в присутствии представителя АО СКБ «Турбина» ФИО4, действующей на основании доверенности от 17 августа 2017 | ||
года, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении АО СКБ «Турбина». Постановление подписано должностным лицом прокуратуры и ФИО4, которой под роспись вручена копия постановления. Материалы административного дела в отношении АО СКБ «Турбина» 21 августа 2017 года Челябинской природоохранной прокуратурой в порядке ст. 23.29 КоАП РФ переданы в Министерство экологии Челябинской области, являющееся уполномоченным органом регионального государственного экологического надзора на территории Челябинской области на основании постановления Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011 № 467-П «Об уполномоченном органе», для рассмотрения по существу. 19 сентября 2017 года государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области *** вынесено постановление о назначении АО СКБ «Турбина» на основании статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания в виде штрафа в размере 20 ООО руб. Указанное постановление государственным инспектором вынесено после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Копия постановления по делу об административном правонарушении направлена в адрес юридического лица заказным письмом с уведомлением в установленном законом порядке. Факт совершения административного правонарушения и виновность АО СКБ «Турбина» подтверждены постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 августа 2017 года, решением Челябинского природоохранного прокурора № 32 от 31 июля 2017 года о проведении проверки; требованиями о предоставлении документов от 31 июля 2017 и 15 августа 2017 года; актом проверки от 18 августа 2017 года; представлением о выявленных нарушениях природоохранного законодательства от 18 августа 2017 года; копией приказа генерального директора АО СКБ «Турбина» №770/1 от 28 августа 2017 года «Об устранении нарушений природоохранного законодательства и наложении дисциплинарного взыскания» во исполнение представления и.о. прокурора от 18 августа 2017 года свидетельства о регистрации права собственности на земельные участки и недвижимое имущество (строения, сооружения); копия санитарно-эпидемиологического заключения на проект установления размера санитарно-защитной зоны: копия санитарно - эпидемиологического заключения на проект санитарно - защитной зоны; план - график контроля нормативов ПДВ на контрольных постах; копия письма ООО «ИннЭко- | ||
6 | ||
ЮУрГУ» с разъяснением проекта ПДВ в части касающейся мероприятий по снижению выбросов в периоды НМУ, и иными исследованными в судебном заседании материалами дела. При рассмотрении жалобы судьей районного суда, с учетом положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана верная оценка всем представленным по делу доказательствам, которые являются допустимыми и достаточными для установления виновности АО СКБ «Турбина» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Вопреки доводам жалобы в порядке статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении было передано в Министерство экологии Челябинской области, являющееся уполномоченным органом регионального экологического надзора на территории Челябинской области в соответствии с действующим законодательством. Иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица контролирующего органа и судьи районного суда и не опровергают их. Наказание назначено АО СКБ «Турбина» с учетом всех обстоятельств дела, в минимальном размере, с учетом требований статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является справедливым. При этом учтен характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области обеспечения экологического благополучия, а также то, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании юридическим лицом требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и невыполнении своих | ||
7 | ||
обязанностей. Оснований для изменения назначенного АО СКБ «Турбина» административного наказания не имеется. Выводы судьи о наличии в действиях АО СКБ «Турбина» состава административного правонарушения и о соблюдении порядка привлечения данного лица к административной ответственности основаны на полном и объективном исследовании всех материалов дела в их совокупности. Вопреки доводам жалобы объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств того, что АО СКБ «Турбина» приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований природоохранного законодательства, из материалов дела не усматривается. При вынесении постановления должностным лицом не допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену либо изменение вынесенного постановления. Дело было рассмотрено, а постановление - вынесено надлежащим должностным лицом, в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы, приведенные в жалобе, рассмотрены судьей районного суда в полном объеме и отклонены ввиду их несостоятельности с указанием мотивов, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов судьи не усматриваю. Таким образом, обоснованность привлечения АО СКБ «Турбина» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО СКБ «Турбина» допущено не было. | ||
8 | |||
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления и решения, в том числе по доводам жалобы, не имеется. Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда РЕШИЛ: решение судьи Тракторозаводского районного суда Челябинской области от 08 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина» оставить без изменения, жалобу защитника Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина» ФИО1 - без удовлетворения. | |||
Судья: | А.А. Жуков | ||