ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-219/2022 от 06.06.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело ***(2)/2022

Судья Кострюков П.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 6 июня 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 5 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Поповой Татьяны Алексеевны,

установил:

Постановлением № *** от 15 октября 2021 года, вынесенным специалистом-экспертом отдела экологического надзора по Тамбовской области, государственным инспектором Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкиным Д.С., Попова Т.А., как должностное лицо – ведущий инженер по охране окружающей среды ООО «Тамбовская индейка», признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 3500 руб.

В вину Поповой Т.А., как должностного лица, вменено то, что ООО «Тамбовская индейка», в нарушение требований п.9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, на объект капитального строительства «Комплекс (ферм), объектов животноводства по производству мяса индейки. Площадка компостирования отработанного подстилочного материала №1», относящийся к объектам I категории, зарегистрированный в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду за № ***П, расположенный по адресу: ***, было получено разрешение на ввод в эксплуатацию от 10 декабря 2018 года № RU ***, выданное администрацией Первомайского района Тамбовской области, без соответствующего заключения органа федерального государственного экологического надзора.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 5 апреля 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, государственный инспектор Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкин Д.С. просит указанное решение судьи отменить.

Выражает несогласие с выводом судьи районного суда о том, что у ООО «Тамбовская индейка» обязанность по получению заключения подлежала исполнению до момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, то есть до 10 декабря 2018 года. Обязанность по получению заключения сохраняется даже в том случае, если уже было выдано соответствующее разрешение.

Само по себе неисполнение обязанности по получению указанного заключения является длящимся административным правонарушением, срок обнаружения которого установлен постановлением должностного лица 15 октября 2021 года.

Кроме того, в соответствии с приказом ООО «Тамбовская индейка» от 6 августа 2021 года о принятии на работу, Попова Т.А. принята на должность ведущего инженера по охране окружающей среды 6 августа 2021 года и на момент обнаружения административного правонарушения являлась должностным лицом ООО «Тамбовская индейка», ответственным за обеспечение получения соответствующего заключения федерального государственного экологического надзора в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.

Проверив материалы дела, выслушав должностное лицо административного органа Жданкина Д.С., представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Анохина С.А., поддержавших жалобу, Попову Т.А., ее защитника Гончарову Н.П., считавшую решение судьи районного суда правильным, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 38 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.

По смыслу части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории до внесения изменений ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы, в частности, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившей информацией из отдела разрешительной деятельности по Тамбовской области, специалистом-экспертом отдела экологического надзора по Тамбовской области, государственным инспектором Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкиным Д.С. 15 октября 2021 года было вынесено постановление в отношении должностного лица ООО «Тамбовская индейка» Поповой Т.А. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в отношении ООО «Тамбовская индейка» послужило то, что Обществом на объект капитального строительства «Комплекс (ферм), объектов животноводства по производству мяса индейки «Площадка компостированная отработанного подстилочного материала № 1», относящийся к объектам 1 категории, зарегистрированный в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду за номером ***, получено разрешение на ввод в эксплуатацию от 10 декабря 2018 года № *** без соответствующего заключения органа Федерального государственного экологического надзора.

Обязанность по получению заключения подлежала исполнению до момента подачи и получения разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта, то есть в срок до 10.12.2018.

Обязанность по получения данного заключения после получения обществом разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта, то есть в срок до 10.12.2018, законом не предусмотрена, нормативно правовое обоснование этому должностным лицом административного органа не приведено в судебных заседаниях, не мотивировано ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении должностного лица административного органа.

Вопросы, касающиеся законности или незаконности выданного разрешения на ввод в эксплуатацию приведенного выше объекта не входят в предмет по настоящему делу об административном правонарушении.

Отменяя постановление должностного лица, и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда также исходил из того, что на момент ввода в эксплуатацию названного объекта капитального строительства, Попова Т.А. не являлась должностным лицом ООО «Тамбовская индейка», ответственным за обеспечение получения соответствующего заключения федерального государственного экологического надзора в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с приказом о принятии на работу, Попова Т.А. была принята в ООО «Тамбовская индейка» на должность ведущего инженера по охране окружающей среды 6 августа 2021 года, то есть после получения ООО «Тамбовская индейка» разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, относящегося к объектам I категории.

При этом, Поповой Т.А. не вменено несоблюдение экологических требований при эксплуатации объекта капитального строительства «Комплекс (ферм), объектов животноводства по производству мяса индейки «Площадка компостированная отработанного подстилочного материала № 1», относящийся к объектам 1 категории, зарегистрированный в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду за номером ***. Как указано выше, Поповой Т.А. вменено только получение разрешение обществом на ввод в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства.

Заслуживающим внимание являются доводы защитника Поповой Т.А. – Гончаровой Н.П. о том, что административный орган знал об осуществлении хозяйственной деятельности на объекте негативного воздействия на окружающую среду 1 категории - Площадке компостирования.

Так, 30.11.2018 административным органом выдано положительное Заключение государственной экологической экспертизы о соответствии нормам экологического законодательства построенного объекта капитального строительства «Комплекс ферм, объектов животноводства по производству мяса индейки. Площадка компостирования отработанного подстилочного материала №1»;

04.10.2019 административным органом площадка компостирования постановлена на государственный учет как объект HBOC 1 категории. Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 № Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» установлено, что в заявке в разделе III. Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды необходимо указать в том числе наличие заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;

16.10.2020 административный орган по результатам проведения плановой проверки в отношении Общества вынес Постановление о назначении наказания №***, указав на осуществление деятельности на площадке компостирования без лицензии, акт проверки составлен 09.10.2020;

18.12.2020 Общество обращалось с заявлением в административный орган об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта 1 категории;

24.03.2021 административный орган вынес акт проверки по результатам рассмотрения документов Общества на получение лицензии, 31.03.2021 Обществу выдана соответствующая лицензия;

ежегодно, начиная с 2019 года Общество сдавало соответствующие виды отчетности по площадке компостирования.

В материалах дела не имеется никаких сведений о принятии административным органом на протяжении длительного периода времени ( около 3 лет) мер по привлечению надлежащего субъекта к административной ответственности.

Решением судьи Тамбовского областного суда от 07.02.2022 оставлено без изменения решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 декабря 2021 года, вынесенное в отношении ООО «Тамбовская индейка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, которым производство по делу прекращено по событию, положенному в основу обвинения должностного лица Поповой Т.А. в рамках настоящего дела.

При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 5 апреля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ООО «Тамбовская индейка» Поповой Т.А. о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, отмене не подлежит.

Кроме того, срок привлечения в административной ответственности истек. В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение данного лица. Возможность возобновления производства по данному делу об административном правонарушении, правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 5 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ООО «Тамбовская индейка» Поповой Татьяны Алексеевны, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. – без удовлетворения.

Судья Ю.А.Курохтин