ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21/20 от 19.02.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Буянова Н.А. Дело № 7-21/2020

РЕШЕНИЕ

19 февраля 2020 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на решение судьи Доволенского районного суда Новосибирской области от 14 ноября 2019 года,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела лесных отношений – лесничего по Доволенскому лесничеству управления охраны, защиты, воспроизводства лесов и государственного лесного контроля и надзора МПР и экологии Новосибирской области ФИО2 № 24 от 17 сентября 2019 года директор АО «Доволенский лесхоз» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Доволенского районного суда Новосибирской области от 14 ноября 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не были установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не произведено полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им не дана надлежащая правовая оценка. При этом осмотр лесосеки был проведен до завершения работ по заготовке древесины и без обязательного извещения. Акт натурного обследования лесосеки невозможно привязать к местности, отсутствуют сведения о параметрах измерений. Нарушений правил заготовки древесины или пожарной безопасности не установлено. Кроме того, в нарушение пункта 5 статьи 4.1 КоАП РФ он был неоднократно привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение.

На вышеуказанную жалобу заместителем начальника отдела лесных отношений по Доволенскому лесничеству ФИО2 поданы возражения, в которых она просит оставить постановление должностного лица без изменения, жалобу, поданную лицом, привлекаемым к административной ответственности, без удовлетворения.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ФИО1ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила пожарной безопасности в лесах), и которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В силу пункта 16, подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Правила заготовки древесины утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) №337 от 01 августа 2011 года (далее Правила заготовки древесины).

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка №1/15-3 от 21.10.2009 Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области государственному унитарному предприятию «Доволенский лесхоз» предоставлены во временное пользование в целях заготовки древесины лесные участки на территории Доволенского лесничества, в том числе лесосеки с/з Суздальский в квартале 146 выдел 39 (л.д.9-15 адм.материалов). Данные обстоятельства лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспариваются.

Основанием для привлечения генерального директора АО «Доволенский лесхоз» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о нарушении требований пункта 16, подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившемся в том, что по окончании заготовки на территории Доволенского лесничества в квартале 146 выделе 39, площадью 1,9 га, урочища совхоз «Суздальский», на площади 1,0 га порубочные остатки были разбросаны на территории лесосеки, в некоторых местах свалены под деревья, оставлены на корню сухостойные и сломленные деревья (остолопы), имеются зависшие макушки деревьев.

Судья районного суда пришел к выводам, что выявленные нарушения подтверждаются допустимыми доказательствами и поскольку ФИО1 не надлежаще были исполнены служебные обязанности, таким образом, он обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Судья полагает, что данные выводы судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований не согласиться с указанными выводами не имеется, при этом учитывается следующее.

Леса подлежат охране от пожаров (часть 1 статьи 51 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 53 ЛК РФ пожарная безопасность в лесах предусматривает осуществление мер пожарной безопасности, которые включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1).

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (часть 2).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), и которые в силу пункта 5 указанных Правил на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с положениями статьи 38 Правил пожарной безопасности в лесах, лица, виновные в нарушении требований названных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Относительно Доволенского лесничества Министерством природных ресурсов и экологии по Новосибирской области утверждено «Положение об отделе лесных отношений по Доволенскому лесничеству (Доволенское лесничество) управления охраны, защиты, воспроизводства лесов и государственного лесного контроля и надзора министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области» (утверждено 09.01.2018) (далее Положение о лесничестве) (л.д.24-31), должностные лица которого в силу пунктов 3.3, 3.17 Положения организуют и обеспечивают мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах на землях лесного фонда; осуществляют проверки соблюдения лесного законодательства и требований пожарной безопасности в лесах на территории лесничества.

Согласно материалам дела, на основании приказа министра Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области №960 от 01.07.2019 в связи с пожароопасным сезоном утвержден план-график маршрутов мероприятий по контролю (патрулированию) лесов, в том числе в Доволенском лесничестве совхоза Суздальский в квартале 146 на 01.09.2019 (л.д.49-54).

В соответствии с плановым заданием от 30.08.2019 в целях охраны лесов от нарушений лесного законодательства в части незаконных рубок древесины, соблюдения Правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины группой отдела лесных отношений по Доволенскому лесничеству 01.09.2019 на территории Доволенского лесничества совхоз Суздальский квартал 146 проведены мероприятия по контролю (патрулированию) лесов, в результате чего были выявлены нарушения, явившиеся основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении (л.д.55).

Нарушения зафиксированы актом натурного обследования от 01.09.2019 и фотоматериалами. Доводы о невозможности установления согласно акту координат расположения лесного участка опровергаются имеющимися в материалах данными космической съемки и системы АвтоКонтроля (навигационной ГЛОНАСС /GPS системы) (л.д.56), данными лесного плана Новосибирской области с картой-схемой административного деления территории Новосибирской области с указанием лесничеств (л.д.57).

Доводы жалобы об отсутствии нарушений Правил заготовки древесины и Правил пожарной безопасности, поскольку период заготовки был не окончен и согласно технологической карте способом очистки делянки является укладка порубочных остатков на волоки и сбор порубочных остатков в кучи, а не их сжигание, не исключают состава административного правонарушения. Указанный в пункте 12 Правил заготовки древесины период, относится применительно обстоятельств по настоящему делу к периоду исполнения обязательств по договору аренды лесного участка. При этом в силу предусмотренных указанными Правилами заготовки древесины требований к организации и проведению работ, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой и трелевкой. Способы очистки четко регламентированы, и предусматривают условие осуществления очистки лесосек от порубочных остатков с соблюдением требований пожарной безопасности в лесах (пункт 61 Правил заготовки древесины).

Между тем, с учетом обстоятельств, которые зафиксированы актом натурального осмотра имеющимися в деле фотографиями, Обществом не была произведена очистка лесосеки на указанном в постановлении участке способами, предусмотренными Правилами заготовки древесины, и с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.

Также на неверном толковании норм Правил заготовки древесины основаны доводы о недопустимости акта и осмотра по мотивам, что заготовка не была окончена и Общество не было извещено о проведении данных мероприятий.

Так, исходя из содержания пунктов 63-66 Правил заготовки древесины, требования к извещению лица, осуществляющего заготовку, и периоду осмотра мест рубок, по результатам которого составляется акт, относятся к мероприятиям, которые осуществляются соответствующими органами власти в целях проверки соблюдения положений, предусмотренных технологической картой, лесной декларацией, проектом освоения лесов, то есть проверки фактического исполнения условий договора аренды или постоянного (бессрочного) пользования.

Также не влияет на наличие состава вменяемого правонарушения факт передачи участка для осуществления заготовки ФИО4 (л.д.14), поскольку он осуществлял заготовку древесины как работник АО «Доволенский лесхоз».

Выводы должностного лица и судьи районного суда относительно вины генерального директора АО «Доволенский лесхоз» ФИО1 сделаны с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ и являются мотивированными.

По существу, все доводы жалобы относительно доказанности правонарушения и квалификации повторяют доводы, приводимые в судебном заседании районного суда, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Как следует из материалов дела, 01.09.2019 согласно плану мероприятий осмотр был проведен в Доволенском лесничестве, Суздальском совхозе в квартале 146, и по результатам которого в одно время в двух выделах данного квартала, то есть в одном месте, выявлены одни и те же нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в бездействии. Об указанных обстоятельствах свидетельствует и вынесенное в отношении ФИО1 постановление № 23 от 17 сентября 2019 года. Оба дела подведомственны рассмотрению одному органу. Между тем, административным органом положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.

Следовательно, ФИО1 как должностное лицо, совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому должностному лицу, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, - в соответствии с санкцией указанного состава.

Судья полагает, что указанные нарушения, допущенные при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, не учтенные судьей районного суда при рассмотрении жалобы, являются существенными, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и что является в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены состоявшихся по делу актов и направлении дела на новое рассмотрение должностному лицу, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истекли.

При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное и правильно применив нормы права принять законное и обоснованное постановление по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя начальника отдела лесных отношений - лесничего по Доволенскому лесничеству управления охраны, защиты, воспроизводства лесов и государственного лесного контроля и надзора Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области ФИО2 № 24 от 17 сентября 2019 года, решение судьи Доволенского районного суда Новосибирской области от 14 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ в отношении директора АО «Доволенский лесхоз» ФИО1 отменить, дело направить на новое рассмотрение должностному лицу для выполнения требований статьи 4.4. КоАП РФ, частично удовлетворив жалобу ФИО1.

Судья (подпись) В.Б. Быкова

Копия верна: судья облсуда