ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-21/2021 от 29.01.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Давыдчик Я.Ф. № 7-21/2021

РЕШЕНИЕ

г. Томск 29 января 2021 года

Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Лесная компания Ингузет» ФИО1 на на постановление председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области З. № 422/2020 от 12.10.2020 и решение судьи Верхнекетского районного суда Томской области от 08.12.2020, вынесенных в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лесная компания Ингузет» (далее - ООО «ЛК Ингузет», либо – Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области З. № 422/2020 от 12.10.2020, оставленного без изменения решением судьи Верхнекетского районного суда Томской области от 08.12.2020, ООО «ЛК Ингузет» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.

В жалобе, поданной в Томский областной суд, законный представитель Общества ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что согласно декларации № 2 от 02.07.2020 Обществом на территории Верхнекетского лесничества (квартал 130, выдел 8 урочища «Клюквинское») рубка древесины была запланирована на 3-4 квартал 2020 года, срок окончания вывозки древесины - 31.12.2020. В связи с чем административное правонарушение отсутствовало, т.к. рубка и вывозка древесины 20.08.2020 Обществом еще не была завершена.

01.12.2020 Обществом в Верхнекетский районный суд Томской области было направлено ходатайство о приобщении к материалам дела транспортных накладных и путевых листов, которые подтверждали довод заявителя о том, что в квартале 130, выделе 8 урочища «Клюквинское», Верхнекетского лесничества велись работы по заготовке и вывозу древесины. Судья, получив указанные документы 04.12.2020, в решении не дал им оценки.

Также заявитель обращает внимание на то, что защитник Общества Чемисов В.С. при составлении протокола об административном правонарушении 25.09.2020 был ознакомлен с материалами дела, в которых отсутствовали следующие документы: плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков; отчет о выполнении планового (рейдового) задания, которые по данной категории дел должны быть составлены в обязательном порядке в соответствии с приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373.

При рассмотрении дела 12.10.2020 защитнику Чемисову В.С. был лишь показан некий график патрулирования на август 2020 года, утвержденный начальником Департамента лесного хозяйства Томской области.

В обоснование незаконности проведения 20.08.2020 главным специалистом Департамента лесного хозяйства Томской области В. мероприятий по патрулированию лесов, заявитель указывает на отсутствие в материалах дела документов о направлении его в служебную командировку.

Также, по мнению заявителя, в деле отсутствуют доказательства фотофиксации административного правонарушения, так как на приложенных к акту патрулирования лесов фотографиях отсутствует дата и время съемки.

Заявитель, ссылаясь на декларацию № 2 от 02.07.2020, полагает, что временем совершения административного правонарушения следует считать 01.01.2021, так как рубка древесины в квартале 130, выделе 8 урочища «Клюквинское», Верхнекетского лесничества была запланирована на 3 и 4 кварталы 2020 года. А, соответственно, правонарушение должно было быть квалифицировано по ч. 1 ст. 8.32, а не по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ. В обоснование данного довода заявитель ссылается на судебный акт Томского областного суда, вынесенный в 2015 году в отношении иного юридического лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

По мнению заявителя, Департамент лесного хозяйства Томской области по результатам планового (рейдового) обследования лесных участков в соответствии ч. 2 и 3 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должен был назначить внеплановую проверку в рамках процедур указанного Федерального закона, либо на основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по правилам КоАП РФ, так как только в рамках данных процедур возможен сбор доказательств. Однако Департаментом лесного хозяйства Томской области этого сделано не было и протокол об административном правонарушении составлен исключительно на основании акта осмотра лесного участка, что, по мнению заявителя, свидетельствует о недопустимости полученных по настоящему делу доказательств.

В судебном заседании защитник Чемисов В.С. доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней.

Законный представитель Общества ФИО1 и председатель комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области З. надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявили, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав пояснения защитника, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).

Действовавшим на момент совершения вмененного Обществу правонарушения постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (утратило силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1132), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Пунктом 16 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пунктом 19 Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «ЛК Ингузет» являясь на основании договора аренды № 94/04/08 от 30.12.2008 с Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики частей лесного участка № 62/04/11 от 23.11.2011 арендатором части лесного участка, предоставленного в аренду в целях использования для заготовки древесины, расположенного в квартале 130, выдела 8 урочища «Клюквинское» Клюквинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества, в период действия условий особого противопожарного режима, установленного постановлением администрации Томской области № 381а от 07.08.2020 на территории Томской области, в том числе Верхнекетского района, действующего в период с 07.08.2020 по 21.08.2020, в нарушении требований лесного законодательства Российской Федерации по состоянию на 20.08.2020 оставило на пожароопасный сезон древесину в квартале 130, выдела 8 урочища «Клюквинское» Клюквинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества без отделения ее минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, а также не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 1,0 га, чем нарушило правила пожарной безопасности, предусмотренные п. 16 и 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, девствовавших на момент совершения правонарушения.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается исследованными судом доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Так, 03.08.2020 заместителем начальника Департамента лесного хозяйства Томской области С. на август 2020 года был утвержден график патрулирования лесного фонда на территории Томской области в Верхнекетском лесничестве сотрудниками комитета государственного лесного и пожарного надзора в целях выявления и пресечения нарушения лесного законодательства, согласно которому на 20.08.2019 было запланировано патрулирование кварталов 130, 151, 174 и 187 Клюквинского участковое лесничество Верхнекетского лесничества.

В ходе патрулирования указанных лесных территорий должностным лицом комитета 20.08.2020 были выявлены нарушения требований лесного законодательства, о чем составлен акт от 20.08.2020. Согласно акту на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «ЛК Ингузет» в целях использования для заготовки древесины, расположенного по адресу: выдел 8, квартал 130, урочище «Клюквинское» Клюквинское участковое лесничество, Верхнекетское лесничество, Верхнекетский район Томская область в нарушении требований лесного законодательства Российской Федерации оставлено на пожароопасный сезон древесина без отделения ее минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, а также не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 1,0 га.

Указанные обстоятельства наглядно подтверждены фототаблицей к акту патрулирования лесов от 20.08.2020. Вопреки доводу жалобы, оснований полагать, что фотографии сделаны должностным лицом в иное время и в ином месте нежели указано в акте, у суда не имеется.

Постановлением администрации Томской области № 381а от 07.08.2020 на территории Томской области, в том числе Верхнекетского района, установлен особый противопожарный режим с 07.08.2020 по 21.08.2020, который действовал на день выявления административного правонарушения.

То есть указанные нарушения требований лесного законодательства были выявлены в период действия условий особого противопожарного режима.

По данному факту главным специалистом комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области В., то есть должностным лицом непосредственно выявившим правонарушении в ходе патрулирования лесов, в отношении ООО «ЛК Ингузет» 25.09.2020 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

То есть, должностное лицо, имеющее право составлять протокол об административном правонарушении, В. непосредственно обнаружил правонарушение, что предусмотрено ст. 28.1 КоАП РФ, изучив акт патрулирования лесов от 20.08.2020, и в рамках предоставленных полномочий составил протокол об административном правонарушении.

Правонарушение по настоящему делу выявлено не в ходе проверки деятельности юридического лица, а в результате патрулирования лесов, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394.

Правонарушение, совершенное Обществом, выразилось в длительном невыполнении требований Правил пожарной безопасности в лесах, в условиях особого противопожарного режима, при наличии возможности для соблюдения соответствующих норм.

Договора аренды лесного участка № 94/04/09 от 30.12.2008 (п. 8.1) действует до 14.02.2032. В соответствии с п. «ж» п. 3.4 раздела № 3 указанного договора арендатор ООО «ЛК Ингузет» обязано осуществлять на частях лесного участка противопожарное обустройство лесов в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417. На момент обнаружения административного правонарушения (20.08.2020) договор аренды не расторгнут, и продолжает действовать в настоящее время.

Доводы жалобы, о том, что рубка и вывоз древесины на дату обнаружения правонарушения Обществом еще не была завершена, так как согласно лесной декларации № 2 от 02.07.2020 срок заготовки древесины на указанном лесном участке завершался 31.12.2020, были предметом проверки в суде первой инстанции и обоснованно были отвергнуты судьей как несостоятельные.

Так, согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, очистка мест рубок (лесосек) от порубочных остатков должна производится одновременно с заготовкой древесины, а не после окончания периода заготовки древесины, указанной в лесной декларации. А противопожарные мероприятия, перечисленные в п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, должны осуществляться лесозаготовителем в период пожароопасного сезона, который, как уже было указано, был установлен в Томской области с 7 по 21 августа 2020 года.

Объективных обстоятельств, препятствовавших ООО «ЛК Ингузет» выполнить Правила пожарной безопасности в лесах, установленные законодательством Российской Федерации, при осуществлении вырубки на лесных участках, не установлено. Постановление администрации Томской области № 381а от 07.08.2020, которым на территории Томской области был установлен особый противопожарный режим с 7 по 21 августа 2020 года, запрета на проведение противопожарных мероприятий не содержит.

Правонарушение, совершенное Обществом, является длящимся, и было выявлено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении по данной категории дел, в ходе патрулирования леса 20.08.2020, а потому довод жалобы о неправильном установлении времени совершения правонарушения является надуманным.

Представленные Обществом транспортные накладные и путевые листы согласно протоколу судебного заседания были исследованы судьей районного суда. Данные документы были представлены в обоснование довода о том, что Общество должно было убрать порубочные остатки по окончанию лесозаготовки 31.12.2020. Однако данному доводу, как указывалось ранее, судьей была дана надлежащая оценка, поэтому давать отдельную оценку сведениям, содержащимся в транспортных накладных и путевых листах, не требовалось.

Вопреки доводам жалобы отсутствие в деле планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков; отчета о выполнении планового (рейдового) задания на законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении не влияет.

Наличие указанных документов предусмотрено ч. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Порядком оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядком оформления результатов таких осмотров осмотров, обследований, утвержденных приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373.

При этом заявитель необоснованно отождествляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляемую посредством мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах, предусмотренного пунктом 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, и плановый (рейдовый) осмотр, обследования лесных участков.

Последний, согласно приказу Минприроды России от 31.08.2015 № 373 осуществляется при наличии информации, содержащей сведения о нарушениях (возможных нарушениях), требований лесного законодательства, поступающих из определенных источников (пункт 3 Порядка). В то время, как проведение мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах проводится независимо от наличия или отсутствия сведения о нарушениях требований лесного законодательства.

При этом форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах до настоящего времени Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не установлена.

Также надуманным является довод жалобы о незаконности и необоснованности постановления по делу в виду отсутствия в деле сведений о направлении 20.08.2020 главного специалиста Департамента лесного хозяйства Томской области В. в служебную командировку в Верхнекетский район Томской области, так как данное обстоятельство не относится к предмету настоящего судебного разбирательства и не влияет на законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.

Оценив имеющиеся в деле доказательства административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии ООО «ЛК Ингузет» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы деянию, совершенному Обществом дана верная квалификация.

Постановление о привлечении ООО «ЛК Ингузет» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «ЛК Ингузет» в размере близком к минимальному, предусмотренному санкцией, предусмотренной ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ч. 3.2. и 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ по отношению ООО «ЛК Ингузет» не имеется, суд второй инстанции не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Обществ.

В обоснование ходатайства о снижении размера административного штрафа заявитель сослался лишь на фактор пандемии (COVID-2019). В ходатайстве приведены лишь общие суждения относительно данного обстоятельства вне какой-либо связи с хозяйственной деятельностью Общества.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области З. № 422/2020 от 12.10.2020 и решение судьи Верхнекетского районного суда Томской области от 08.12.2020, вынесенных в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лесная компания Ингузет» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Лесная компания Ингузет» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.В. Еремеев