ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-220/20 от 10.07.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Бражникова А.Е. Дело № 7-220/2020

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 10 июля 2020 года

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя <данные изъяты>Самаринова А. Н. на постановление № 7194059661-05 старшего государственного инспектора ОН ОАБ ПАСПОП УГАН НОТБ СФО Ространснадзора Брежневой Е.А. от 04 декабря 2019 года, решение судьи Обского городского суда Новосибирской области от 11 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении <данные изъяты>Самаринова А. Н.,

установил:

постановлением № 7194059661-05 старшего государственного инспектора ОН ОАБ ПАСПОП УГАН НОТБ СФО Ространснадзора Брежневой Е.А. от 04 декабря 2019 года <данные изъяты>Самаринов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Самаринов А.Н. обжаловал его в порядке статьи 30.1 КоАП РФ в суд.

Решением судьи Обского городского суда Новосибирской области от 11 марта 2020 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Самаринов А.Н. просит принятые по делу акты отменить.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Ни должностным лицом, ни судом не было принято во внимание, что между <данные изъяты> и ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Сибирского филиала заключен договор на оказание услуг по охране объекта - <данные изъяты> от 23 ноября 2018 № 01-31-191325. Услуги по договору на охрану объекта оказываются на основании сертификата от 29 марта 2019 № ФАВТ.АБ.215 на работы (услуги): обеспечение охраны <данные изъяты> по периметру контролируемой зоны. Оказание услуг осуществляется путем постоянного патрулирования на автомобиле без выставления стационарных постов. Также между <данные изъяты> и ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Сибирского филиала в соответствии с требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, на основании Федерального закона от 09 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» заключен договор от 23 мая 2019 года № 01-31-190639 на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) от актов незаконного вмешательства (АНВ), заключенного в обеспечение защиты объекта транспортной инфраструктуры – <данные изъяты>). Подразделение Сибирского филиала на основании пункта 2.2 Устава, пункта 2.3 Положения о филиале, в силу пункта 7.1 статьи 1 Закона о транспортной безопасности является подразделением транспортной безопасности, осуществляющим защиту ОТИ от АНВ. Работники Сибирского филиала, оказывающие услуги по договору на защиту в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с Приказом № 227 допущены к оказанию услуг по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию, не осуществляют предполетный и послеполетный досмотр, предусмотренный приказом Минтранса России от 25 июля 2007 № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра», а, следовательно, не оказывают услуги по авиационной безопасности. В связи с чем, получение сертификата по авиационной безопасности, получаемого согласно Административного регламента, либо каких-то других разрешительных документов для подразделений транспортной безопасности не предусмотрено.

Несмотря на формальную схожесть услуг по обеспечению охраны объектов от противоправных посягательств и их защиты от актов незаконного вмешательства, данные виды деятельности регламентируются нормами различных федеральных законов, устанавливающих различный порядок оказания услуг, различные требования к исполнителям, их различную правоспособность. Следовательно, нельзя их отождествлять и приводить к единому виду услуг.

Обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектного режимов (не в рамках услуг по защите от актов незаконного вмешательства) относится к задачам ведомственной охраны в силу прямого указания Закона о ведомственной охране и, следовательно, относится к договору на охрану объекта (с имеющимся сертификатом от 29 марта 2019 года № ФАВТ.АБ.215 по авиационной безопасности), но никак не относится к договору на защиту ОТИ от АНВ, в соответствии с Законом о транспортной безопасности, во исполнение постановления Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными Приказом № 227 Правилами проведения досмотра наличие сертификата по авиационной безопасности не предусмотрено.

Указанные в пункте 2.3.1 договора на защиту ОТИ от АНВ «Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму в <данные изъяты> и «Технология по досмотру» являются внутренними локальными актами <данные изъяты>», не имеющими отношения к обеспечению транспортной безопасности по защите от актов незаконного вмешательства в рамках Закона о транспортной безопасности, что не было учтено ни должностным лицом административного органа, ни судом.

При согласовании 01 октября 2019 года акта приема-передачи КПП-6, являющегося приложением к договору на защиту ОТИ от АНВ стороны согласились, что у объекта, переданного по настоящему акту КПП-6 отсутствуют недостатки, препятствующие его принятию под защиту от актов незаконного вмешательства, т.е. по оказанию услуг по транспортной, а не по авиационной безопасности. Следовательно, в действиях Самаринова А.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав пояснения Самаринова А.Н., защитника Карань Н.М., должностного лица Брежневой Е.А., прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральным законом Российской Федерации от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (часть 3 статьи 4 закона).

Статья 8 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством РФ, подлежат юридические лица, осуществляющие обеспечение авиационной безопасности.

Согласно статей 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищённости авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделёнными этим правом федеральными законами.

Авиационная безопасность обеспечивается, в том числе, посредством предполётного досмотра, а также послеполётного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьёй 85 ВК РФ.

Частью 2 статьи 85 ВК РФ предусмотрено, что предполётный досмотр, послеполётный досмотр пассажиров, багажа, ручной клади, членов экипажа, лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.

Правила проведения предполётного и послеполётного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта (частью 4 статьи 85 ВК РФ).

Приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104 утверждены Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров.

Правила устанавливают порядок осуществления предполётного и послеполётного досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты, они обязательны для исполнения сотрудниками службы авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, участвующими в проведении предполетного и послеполетного досмотров, администрациями аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов, пассажирами, а также иными лицами, осуществляющими свою деятельность на территориях аэропортов (пункты 2, 3 Правил).

Предполётный и послеполётный досмотры (далее - досмотры) пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся сотрудниками службы авиационной безопасности, включая кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками (пункт 6 Правил).

В силу пункта 11 Правил технологии проведения досмотров разрабатываются и утверждаются администрацией аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатантом, осуществляющими досмотр применительно к условиям аэропорта, согласовываются с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», которые устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Пунктом 10 Требований установлено, что пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры (далее - подразделения, осуществляющие охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры).

Пунктом 13 Требований предусмотрено, что авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также транспортные средства и средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.

Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска.

Приказом Генерального директора <данные изъяты> от 20.11.2018 №01-1-4-002018 утверждена Технология предполетного досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, вещей, находящихся при них, багажа, досмотра обслуживающего персонала и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории <данные изъяты>). Пунктом 1.10 Технологии предусмотрено, что досмотр… в том числе работников аэропорта и лиц сторонних организаций, осуществляющих свою деятельность в <данные изъяты>), производится инспекторами по досмотру САБ, включая кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками.

Как следует из материалов дела, в ходе документарной прокурорской проверки 23.10.2019 было установлено, что в <данные изъяты> на КПП-6 с 1.10.2019 досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских ВС, вещей, находящихся при них, багажа, досмотра обслуживающего персонала и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории <данные изъяты> выполняют сотрудники подразделения Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», которое не имеет сертификата в сфере контроля пропускного режима и проведения досмотра.

В соответствии с приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 03 июня 2019 года № 447 лс, Самаринов А.Н. с 03 июня 2019 года принят на должность <данные изъяты>. В силу возложенных на него должностной инструкцией служебных обязанностей, утвержденной директором СФ ФГУП «УВО Минтранса России» от 16 декабря 2011 года, Самаринов А.Н. осуществляет функции по руководству работой по составлению долгосрочных, среднесрочных и текущих планов по обеспечению безопасности объектов транспортного комплекса в соответствии с заключенными договорами, контролю подготовки договоров, в том числе и связанных с получением необходимых лицензий и сертификатов; организует обследование объектов при заключении договоров на оказание охраны услуг, получение сертификатов, необходимых для организации охраны объектов транспортного комплекса (пп. 2.1, 2.2., 3.2.1, 3.2.12 должностной инструкции). Пунктом 5.1 должностной инструкции заместителя директора предусмотрена ответственность за ненадлежащие исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей.

В соответствии с пунктом 2.3.1 договора исполнитель обязан оказывать услуги по защите ОТИ от АНВ путем обеспечения пропускного и внутриобъектового режима и проведения досмотра на объектах заказчика в соответствии с утвержденной заказчиком «Инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму в <данные изъяты>)» и Технологией по досмотру.

Согласно протоколу заседания аэропортовой комиссии по авиационной безопасности <данные изъяты> от 26 июня 2019 года №1(3), (пункт 1.2.1) решено, что вопрос о передаче СФ «УВО Минтранса России» функций по охране КПП (обеспечению пропускного режима) в контролируемую зону аэропорта и проведению досмотров при допуске лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта осуществить в соответствии с требованиями законодательства РФ в области авиационной безопасности после оформления всех документов, необходимых для осуществления перечисленных выше видов деятельности СФ «УВО Минтранса России».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения <данные изъяты>Самаринова А.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения Самариновым А.Н. подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением заместителя Новосибирского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 октября 2019 года; объяснениями Самаринова А.Н., письмом ЗС МТУ Росавиации от 23 октября 2019 года исх. № -03-2860/ЗСМТУ с приложением служебной записки; сертификатом № ФАВТ.АБ.215 от 29 марта 2019 года; выпиской из «Технологии предполетного досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских ВС, вещей, находящихся при них, багажа, досмотра обслуживающего персонала и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории <данные изъяты> от 20 ноября 2018 года №01-1-4-002081; выпиской из «Инструкции по пропускному и внутриообъектовому режиму в международном аэропорту Новосибирск (Толмачево)» от 15 мая 2018 года № 01-1-4-000788; договором на оказание услуг по защите объекта от 23 мая 2019 гола № 01-31- 190639; приказом (распоряжением о приёме на работу от 03 июня 2019 года №447 лс; должностной инструкцией <данные изъяты>, утвержденной 15 декабря 2011 года директором СФ ФГУП «УВО Минтранса России»; протоколом заседания аэропортовой комиссии по авиационной безопасности <данные изъяты>) от 26 июня 2019 года №1(3); приложением к договору от 23 мая 2019 года №01-31-190639 - актом от 01 октября 2019 года приема-передачи КПП-6 и другими материалами дела.

Доводы жалобы связаны с тем, что требования авиационной безопасности сотрудниками ФГУП «УВО Минтранса» не нарушались, поскольку контроль пропускного режима и досмотр осуществлялся в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.

Действительно, Федеральным законом от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (статья 1). Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (статья 2). Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры перевозчиков, если иное не установлено настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Вместе с тем, обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (части 1, 3 статьи 4 закона).

В соответствии со статьей 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, на контрольно-пропускных пунктах (далее – КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС (пункт 4 Правил).

Между <данные изъяты> и ФГУП «УВО Минтранса России» 23.05.2019 г. заключен договор на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Требования о порядке оказания Услуг и контроля за их исполнением определяются Федеральным законом «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», внутренними локальными актами заказчика, регламентирующими обеспечение защиты ОТИ от АНВ (пункт 1.2 договора).

Начало срока оказания Услуг по настоящему договору с даты поэтапного подписания сторонами актов приема-передачи ОТИ (пункт 1.3 договора).

В силу пункта 2.3.1 договора исполнитель обязан оказывать услуги по защите ОТИ и АНВ путем обеспечения пропускного и внутриобъектового режима и проведения досмотра на объектах заказчика в соответствии с утвержденной Заказчиком «Инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму в <данные изъяты> и Технологией по досмотру. Инструкция и Технология утверждены до подписания Договора.

При этом указанными актами предусмотрено, что действия по обеспечению пропускного режима и проведению досмотров на КПП обеспечиваются сотрудниками, имеющими соответствующий сертификат.

В соответствии с приложением к договору от 23.05.2019 г. на КПП-6 обеспечивается круглосуточный пропускной и внутриобъектовый режим в зону транспортной безопасности ОТИ и все виды досмотра физических лиц и материальных объектов, перемещаемых в зону транспортной безопасности. Сотрудников иных организаций на КПП-6 <данные изъяты> в период с 1.10.2019 г. не было, пропускной режим и все виды досмотров обеспечивались только сотрудниками ФГУП «УВО Минтранса России».

Таким образом, исполнителем ФГУП «УВО Минтранса России» приняты на себя обязательства оказывать услуги в соответствии с установленными заказчиком требованиями. Данные условия полностью соответствуют действующему законодательству.

Полагаю, что принимая на себя обязательства по договору оказывать услуги в соответствии с локальными актами <данные изъяты>, что предполагает осуществление отдельных видов услуг, предусмотренных договором (обеспечение пропускного режима и проведения досмотров) с соблюдением требований авиационной безопасности, должностное лицо ФГУП «УВО Минтранс России» допустило нарушение норм авиационной безопасности. Обстоятельства осуществления контроля пропускного режима и досмотра на КПП-6 с 1.10.2019 г. лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспаривается.

Вопреки доводам жалобы, фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, которым при принятии решения в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.

Постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. Административное наказание назначено согласно требованиям закона, в минимальных пределах санкции статьи.

Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.

По существу, все доводы жалобы повторяют доводы, приводимые в судебном заседании суда первой инстанции, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами, и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление № 7194059661-05 старшего государственного инспектора ОН ОАБ ПАСПОП УГАН НОТБ СФО Ространснадзора Брежневой Е.А. от 04 декабря 2019 года, решение судьи Обского городского суда Новосибирской области от 11 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении <данные изъяты>Самаринова А. Н., оставить без изменения, жалобу Самаринова А. Н. — без удовлетворения.

Судья Ю.А.Конева