Судья Пуляева О.В. Дело № 7-221/2018
Р Е Ш Е Н И Е
15 мая 2018 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ариелем П.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе руководителя ООО «СГС» ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 21 марта 2018 года,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Новосибирской области ФИО2 от 4 декабря 2017 г. № 422/3 руководитель Общества с ограниченной ответственностью «Сеть городских сайтов» (ООО «СГС» - до изменения наименования ООО «НГС») ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловала его в порядке статьи 30.1 КоАП РФ в суд.
Решением судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 21 марта 2018 года постановление по делу об административном правонарушении от 4 декабря 2017 года № оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда о наличии у ООО «СГС» отходов производства и потребления не соответствуют материалам дела, нет подтверждения наличия отходов производства и потребления, не указано, за какой период деятельности образовались отходы и в каком объеме.
Полагает, что выводы суда относительно перехода права собственности на отходы производства и потребления противоречат гражданскому законодательству Российской Федерации, в связи с чем требования законодательства об отходах производства и потребления должен соблюдать не субъект, приобретающий продукцию для собственного использования, а субъект, утилизирующий/размещающий в конечном итоге отходы от нее.
Апеллянт считает, что ООО «СГС» деятельности по накоплению отходов не осуществляет, таким субъектом является лицо, которое оборудовало специальные места для временного складирования и определяет их дальнейшую судьбу (утилизация, обезвреживание, размещение, транспортирование). Накопление отходов не должно приравниваться к их выносу на оборудованную арендодателем контейнерную площадку.
В решении суда не приведено логических обоснований возложения на ООО «СГС» обязанности по соблюдению требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления», не указано, как при осуществлении предпринимательской деятельности ООО «СГС» воздействует на окружающую среду и какой именно вид негативного воздействия осуществляется.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав пояснения защитника ФИО1 – Ярош А.С., прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и доказательствами.
Административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая решение, судья районного суда пришел к выводу о наличии в материалах дела достаточных допустимых доказательств совершения должностным лицом ООО «СГС» правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанными выводами судьи районного суда соглашаюсь, в связи со следующим.
Федеральный закон РФ от 24июня 1998года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 24июня 1998года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
На основании статьи 4.1 федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденные приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536, предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с частью 4 указанной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с действующим на отчетный период 2016 г. Приказом Росстата от 28.01.2011 г. № 17 «Об утверждении статического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» годовая форма федерального статистического наблюдения №-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» подлежала представлению территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации 1 февраля 2017 г.
Как следует из материалов дела, в процессе хозяйственной деятельности ООО «СГС» образуются отходы производства и потребления: светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); источники бесперебойного питания, платы электронные компьютерные, диски магнитные жесткие компьютерные, картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные, клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства.
Оказание услуг по замене и утилизации отработанных светодиодных ламп осуществляется ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» по договору возмездного оказания услуг от 1.03.2017 г., накопление мусора от офисных и бытовых помещений осуществляется в металлических контейнерах на специально оборудованной контейнерной площадке по адресу: <...>, вывоз отходов с данной контейнерной площадки осуществляется ООО «РЭП». В соответствии с пояснениями ООО «СГС» обслуживание компьютерной техники и периферийных устройств производится сторонней организацией, которая также забирает образующиеся отходы.
Установленные должностным лицом в области охраны окружающей среды и судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «СГС» обращается с отходами производства и потребления.
В ходе проведенной в период со 2 по 27 ноября 2017 г. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области плановой проверки ООО «СГС» установлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления:
-не составлены паспорта на отходы 1-1V класса опасности;
-не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
-не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
-не представлена в Департамент Росприроднадзора по СФО статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2016 г.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом № об административном правонарушении от 27 ноября 2017 года, приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 17.10.2017 г. № о проведении проверки в отношении ООО «СГС», актом плановой выездной проверки № от 27.11.2017 г., учредительными документами и бухгалтерской отчетностью ООО «СГС», договорами аренды и возмездного оказания услуг, иными материалами дела об административном правонарушении, которым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу. При этом выводы судьи в данной части мотивированы, основаны на установленных по делу обстоятельствах, иных доказательствах и не опровергаются доводами жалобы.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными.
Доводы жалобы о том, что ООО «СГС» не обращается с отходами производства и потребления опровергаются исследованными доказательствами. Так, из акта проверки, иных доказательств, включая сведения о среднесписочной численности работников, иной отчетности следует, что ООО «СГС» фактически осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе использует в арендуемых помещениях компьютерную и оргтехнику, освещение светодиодными лампами, следовательно, осуществляет накопление отходов (т.е. временное складирование) до передачи иным организациям. При этом ООО «СГС» не представлено доказательств, подтверждающих передачу отходов от использования компьютерной и бытовой техники сторонней организации, периодичность передачи отработанных светодиодных ламп. Исходя из условий договора аренды ООО «СГС» с ООО «Сибирская версия» от 1.03.2017 г. арендатор (т.е. ООО «СГС») самостоятельно, своевременно, за свой счет разрабатывает проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, заключает договор с организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов соответствующего класса опасности, вносит плату за загрязнение окружающей среды, несет установленную законом ответственность за неисполнение данных требований; арендодатель осуществляет прием отходов от арендатора только в части «мусор от бытовых помещений организацией несортированный (исключая крупногабаритный) ТБО» (п. 8.1 договора).
Доводы жалобы о недоказанности факта образования отходов опровергаются вышеуказанными доказательствами, которые однозначно свидетельствуют о фактической хозяйственной деятельности общества с указанием количества сотрудников, площади занимаемого помещения, заключаемых в ходе осуществляемой хозяйственной деятельности договоров, сведениями бухгалтерской отчетности о приобретении, наличии на балансе товарно-материальных ценностей и т.д.
Доводы руководителя ООО «СГС» о переходе права собственности на отходы не влияет на квалификацию действий, поскольку такой переход в отсутствие иного указания в договоре имеет место в момент фактической передачи отходов.
При этом на основании правового регулирования деятельности юридических лиц в области охраны окружающей среды и в том числе деятельности по обращению с отходами производства и потребления презюмируется негативное воздействие на окружающую среду образующихся отходов и минимизация ущерба, причиняемого окружающей среде, путем выполнения требований указанного законодательства.
При рассмотрении дела и должностное лицо и суд пришли к правильному выводу, что руководитель юридического лица ФИО1 в силу положений Устава ООО «СГС» и на основании закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» является единоличным исполнительным органом, осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
В соответствии с общими принципами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). Назначенное ФИО1 наказание отвечает требованиям закона и соответствует минимальной санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
По существу, жалоба не содержит доводов, которые бы не были проверены судьей районного суда и которые получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Новосибирской области Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области ФИО2 от 4.12.2017 г. № и решение судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 21 марта 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Ярош А.С. – без удовлетворения.
Судья