ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-225/2022 от 06.06.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Ряпусов А.В. Дело № 7-225/2022

РЕШЕНИЕ

06 июня 2022 года г. Томск

Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Н. на решение судьи Парабельского районного суда Томской области от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Томскнефть» ВНК (далее – АО «Томскнефть» ВНК, Общество),

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Н. № 3-1254-в/1 от 01.02.2021 АО «Томскнефть» ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Решением судьи Парабельского районного суда Томской области от 19.04.2022 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях АО «Томскнефть» ВНК состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также отменено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 01.02.2021.

Не согласившись с таким решением судьи, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Н обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый акт об оставлении, вынесенного им постановления без изменения. В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что в действиях АО «Томскнефть» ВНК усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку разливы нефти произошли на землях лесного фонда, что повлекло за собой загрязнение леса как единой экологической системы. Полагает, что вывод суда основан на неверном применении норм материального права. Утверждает, что загрязнение земельных участков, вне зависимости от того, к какой категории земель он отнесен, не охватывается составом административного правонарушения ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отмечает, что Сибирским межрегиональным управлением зафиксировано не загрязнение лесов вредными химическими веществами, а загрязнение почвы, как объекта охраны окружающей среды. Ссылается на то, что АО «Томскнефть» ВНК не использовал лес как единую экологическую систему, а допустило загрязнение почвы земельного участка при эксплуатации подземного нефтепровода, в связи с чем, в его действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Н. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Законный представитель АО «Томскнефть» ВНК, защитник Агалиева Е.С., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, защитником Агалиевой Е.С. представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, согласно которому решение судьи просят оставить без изменения. Судья определил рассмотреть дело по жалобе в ихотсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения участника судебного разбирательства, прихожу к нижеследующему.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 01.02.2021 АО «Томскнефть» ВНК было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными для окружающей среды веществами.

Согласно постановлению должностного лица Обществу вменено, что 10.02.2021 при осуществлении хозяйственной деятельности при эксплуатации нефтесборного коллектора НС ф-273 вр.к.2-Т.2, 720 м от вр.к.2 (58?09?12,1? СШ 78?52?58,3? ВД), расположенного на Лугинецком месторождении (код объекта НВОС 69-0170-001236-П) Парабельского района Томской области, АО «Томскнефть» ВНК допустило разлив нефтепродуктов на почву, что привело к загрязнению земельного участка в границах обвалования общей площадью 22 м2, а также за границами обвалования площадью 51 м2, что повлекло нарушение требований ст. 34, ст. 39, ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Из материалов дела следует, что в период с 18.10.2021 до 19.11.2021 проведена внеплановая выездная проверка АО «Томскнефть» ВНК по фактам разлива нефтесодержащей жидкости при эксплуатации нефтесборного коллектора НС ф-273 вр.к.2-Т.2, 720 м от вр.к.2 на Лугинецком месторождении Парабельского района Томской области на основании сообщений АО «Томскнефть» ВНК от 10.02.2021.

В ходе внеплановой выездной проверки инспекторами Управления произведен осмотр земельного участка, расположенного в Парабельском районе Томской области на Лугинецком месторождении, на котором 10.02.2021 произошел некатегорийный отказ нефтесборного коллектора НС ф-273 вр.к.2-Т.2, 720 м от вр.к.2, в ходе проверки произведены замеры площади загрязненного участка, отобраны пробы почвы.

По результатам проведенного осмотра и испытаний специалистами Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора составлен 01.09.2021 акт проверки № 3-1254-в. Площадь земельного участка, подверженного загрязнению нефтепродуктами в границах обвалования 22 м2, а также за границами обвалования 51 м2

Протоколами результатов испытаний (измерений) ЦЛАТИ по Томской области от 29.10.2021 №№ 869, 869-1, 869-2, 869-3, 869-4, 869-5 установлено, что концентрация загрязняющих веществ в пробах почвы в границе обвалования, превышает фоновые показатели: на глубине 0-5 см по нефтепродуктам в 3,5 раза.

Таким образом, выявлено загрязнение почвы нефтепродуктами внутри обвалования, химический анализ выявил ухудшение качестве почвы на земельном участке в месте некатегорийного отказа по содержанию нефтепродуктов.

Указанные в Акте проверки выявленные факты загрязнений нефтепродуктами участков местности АО «Томскнефть» ВНК не оспаривает, полагая, что в результате разлива нефти произошло загрязнение участков, относящихся к категории земель лесного фонда, вследствие чего действия АО «Томскнефть» ВНК подлежат квалификации по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельств дела в их совокупности пришел к правильному выводу о том, что в действиях АО «Томскнефть» ВНК усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку разливы нефти произошли на землях лесного фонда, что повлекло за собой загрязнение леса, как единой экологической системы.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а загрязняющее вещество – это вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности на земли лесного фонда.

В соответствии ч. 1 и 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Из положений ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии со ст. 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

На основании ч. 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 (далее - Правила) при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

В силу пункта 29 Правил не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанный промысловый трубопровод принадлежит на праве собственности Обществу и используется для транспортировки нефтепродуктов. Разлив нефтепродуктов произошел на земельном участке с географические координаты 58 градусов 09 минут 12,1 секунды северной широты и 78 градусов 52 минуты 58,3 секунд восточной долготы, расположенном на Лугинецком месторождении Парабельского района Томской области.

В силу изложенных выше положений закона АО «Томскнефть» ВНК является лицом, ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции на основании вышеприведенных норм права пришел к обоснованному выводу о том, что в результате разлива нефтесодержащей жидкости на землях лесного фонда вред причинен лесу как единой экологической системе, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи.

То, что разлив нефтепродуктов произошел на землях лесного фонда, подтверждается письменным ответом Департамента Лесного хозяйства Томской области от 28.03.2022, запрошенным судьей районного суда, согласно которому нефтезагрязненный земельный участок, на котором произошел разлив нефтепродуктов, расположен в квартале 161, Парабельского района, Кедровского лесничества, Осиповского участкового лесничества и относится к землям лесного фонда (л.д. 139), а потому действия Общества подлежали квалификации по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Учитывая, что санкция ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает более строгое наказание, чем санкция ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел возможности переквалификации действий АО «Томскнефть» ВНК по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это повлекло бы ухудшение положения привлекаемого к ответственности юридического лица.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 вышеуказанного Кодекса, выносится решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В связи с чем, суд первой инстанции в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ОАО «Томскнефть» ВНК состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного решения не усматривается.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену решения суда, допущено не было.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Парабельского районного суда Томской области от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Томскнефть» ВНК оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Н. - без удовлетворения.

Судья Томского областного суда А.И. Гончаров