ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-225/2022 от 30.06.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Тупикина А.А. Дело №7-225/2022

РЕШЕНИЕ

30 июня 2022 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев жалобу Речкунова М.В. на решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 2 марта 2022 года,

установил:

постановлением заместителя начальника Новосибирской таможни Плотникова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО ПФ «Улыбино» Речкунов М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Речкунов М.В. обратился с жалобой на указанное постановление в районный суд.

Решением судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 2 марта 2022 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Речкунов М.В. просит отменить вынесенные по делу акты и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.

В обоснование доводов жалобы указывает, что совершенное им правонарушение отвечает всем признакам малозначительности. Срок предоставления статформы ООО ПФ «Улыбино» нарушен всего на 3 рабочих дня (5 календарных).

Полагает, что несвоевременное предоставление в таможенный орган статформ не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Административное правонарушение было совершено не умышленно, а в силу стечения обстоятельств, вызванных обязанностью сознательных граждан уходить на самоизоляцию при заболевании коронавирусом и отсутствием технической возможности предоставить отчетность в данный период времени. Директор в данный период времени с 5 июля 2021 года по 20 июля 2021 года был в командировке на территории Кемерово – Новокузнецк – Томск. На время его командировки исполнение обязанностей директора было возложено на главного ветеринарного врача Бугай С.Г., которая по стечению обстоятельств в период с 12 июля 2021 по 30 июля 2021 года также оказалась нетрудоспособна и находилась на амбулаторном лечении. Полномочия по использованию электронной подписи приказом от 21 апреля 2021 года были предоставлены главному бухгалтеру Общества, которая в период с 9 июля 2021 года по 19 июля 2021 года находилась дома на самоизоляции. Заместитель главного бухгалтера также находилась на амбулаторном лечении в связи с нетрудоспособностью. Электронная подпись не подлежит выносу с территории предприятия. Обращает внимание, что общество могло представить статистическую форму только в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет, что прямо предусмотрено нормативными актами.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав защитника Шкуратова Д.А., прихожу к следующему.

Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин регулируются Федеральным законом № 289-ФЗ от 3 августа 2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о таможенном регулировании).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 254 Закона о таможенном регулировании таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации.

В силу частей 1-3 статьи 278 Закона о таможенном регулировании статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ведение статистического учета регламентировано Правилами ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 891 (далее Постановление № 891).

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 891 российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.

Согласно требованиям пункта 9 Постановления № 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.

Положениями части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки своевременного представления в таможенные органы статистических форм учета перемещения товаров было установлено, что в нарушение приведенных требований таможенного законодательства ООО ПФ «Улыбино» за отчетный период – июнь 2021 года статформы с системным номером по экспортной поставке в адрес ООО «» (223056, ), и по которой поставка товаров произведена в июне 2021 года на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (по счет-фактуре от 21 июня 2021 года, товарной накладной от 21 июня 2021 года), были представлены с использованием электронной подписи заявителя (ООО ПФ «Улыбино»), выданной ООО «», на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет 19 июля 2021 года, в то время как ООО ПФ «Улыбино» обязано было фактически представить в таможенные органы статформу за отчетный период июнь 2021 года не позднее 14 июля 2021 года (включительно).

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО ПФ «Улыбино» Речкунова М.В. к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения правонарушения и вина Речкунова М.В. объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами, которым судьей районного суда при принятии решения в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.

Полагаю, что в действиях должностного лица – руководителя ООО ПФ «Улыбино» состав административного правонарушения установлен правильно.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Доводы жалобы связаны с тем, что в период подачи статистической формы руководитель находился в командировке, а полномочия руководителя были возложены на другое лицо.

Вместе с тем, анализируя все доказательства в совокупности, полагаю, что с момента поставки товара времени для подачи статистической формы было достаточно, кроме того, на руководителя возложены обязанности организации деятельности предприятия таким образом, чтобы соблюсти требования нормативных актов в указанной сфере.

Вопреки доводам заявителя, оснований для признания совершенного директором ООО ПФ «Улыбино» Речкуновым М.В. правонарушения малозначительным не имеется.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 2 и части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18, пункт 18.1 постановления).

Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Ведение таможенной статистики направлено на обеспечение выполнения задач и функций таможенного дела.

Применение правового института малозначительности административного правонарушения в данной области влечет порождение правового нигилизма, приводит к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, а также к нарушению установленного государством порядка в области таможенного дела.

Таким образом, факт незначительного нарушения срока предоставления таможенной отчетности не является основанием для освобождения соответствующего субъекта от административной ответственности.

При таких данных основания для изменения или отмены вынесенных в отношении Речкунова М.В. актов отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 2 марта 2022 года, постановление заместителя начальника Новосибирской таможни Плотникова Д.В. от 16 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО ПФ «Улыбино» Речкунова М.В. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья