ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-226/15 от 07.07.2015 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

дело № 7-226/15

Р Е Ш Е Н И Е

город Салехард 07 июля 2015 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев жалобу Д. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 15 мая 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица П.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Ноябрьского лесничества, ст. государственного инспектора по пожарному надзору в лесничествах по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Л. от 10 апреля 2015 года П. - начальник управления имущественных и корпоративных отношений ОАО «СибурТюменьГаз» (далее - Общество), признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Ноябрьского городского суда от 15 мая 2015 года данное постановление оставлено без изменения.

С решением суда не согласен представитель должностного лица по доверенности Д., в жалобе, поданной в суд ЯНАО, и в дополнениях просил решение суда отменить, производство по делу прекратить. Указал, что судом не учтены положения ст. 90 Земельного кодекса РФ, согласно которым на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. Согласно п. 4.1 и 4.5 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992 года и Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 года № 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. В силу ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением и без предоставления лесных участок, с изъятием или без изъятия. Указанное свидетельствует о том, что обязанности заключать договор аренды на земельные и лесные участки, занятые линейными объектами, а также сооружениями, являющимися неотъемлемой частью указанных объектов, законом не предусмотрено. Вывод суда о том, что фактически работы проводились с февраля 2015 года необоснованы, т.к. до 02.04.2015 года выезды не осуществлялись, наряды-допуски свидетельствуют о намерении проводить работы, а не о фактическим их проведении. Проведение работ для ремонта изоляционного покрытия и восстановления обваливания магистрального напорного газопровода было согласовано Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, подтверждается приказом от 24.02.2015 года № 61-З. Решение суда вынесено с существенными нарушениями норм права, выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Решением Арбитражного суда ЯНАО от 06.07.2015 года постановление в отношении ОАО «СибурТюменьГаз» по ст. 7.9 КоАП РФ отменено, производство прекращено.

Должностное лицо П. и её представитель Д. просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Государственный инспектор извещалась судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявила, на основании п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Материалами установлено, что 04 апреля 2015 года при проведении плановой документальной выездной проверки ОАО «СибурТюменьГаз» зафиксировано самовольное использование земельного участка в эксплуатационных лесах Муравленковского участкового лесничества в квартале № 736 выделах 106,108, в Ноябрьском участковом лесничестве в квартире 867 выделах 58, 82, в защитных лесах Муравленковского участкового лесничества в квартале 615 выделах 13,60,65, в квартале 736 выделе 67, в категории лесов - леса, выполняющие функции защиты природных объектов, защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, а также в защитных лесах Ноябрьского лесничества в квартале 835 выделе 148, категории ценные леса, нерестоохранные полосы лесов. При обследовании установлено, что данные участки подготовлены для передачи Обществу по договору аренды от 10 марта 2015 года, который не подписан. Арендатору предоставляется лесной участок для использования лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, действие договора устанавливается с момента подписания всех обязательств по договору. Акта приема-передачи не подписан, договор не вступил в силу.

По всей арендованной площади проводятся работы по капитальному ремонту изоляционного покрытия Магистрального напорного газопровода, протяженностью <данные изъяты> км,

В связи с указанными фактами должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 09.04.2015 года в отношении начальника управления имущественных и корпоративных отношений ОАО «СибурТюменьГаз» П. по ст. 7.9 КоАП РФ (л.д.7-7-11).

Постановлением ДД.ММ.ГГГГП. как должностное лицо признана виновной по ст. 7.9 КоАП РФ в назначением наказания <данные изъяты> рублей (л.д.12-17).

Судья в решении указал, что работы по капитальному ремонту трубопровода осуществлялись без договора аренды лесного участка, проект освоения лесов отсутствовал, лесная декларация не представлена, признал вывод должностного лица о виновности П. законным.

С указанным нельзя согласиться в силу следующего.

В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ст. 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Согласно ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты)

Согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 года № 9 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов (далее Правила).

Согласно п. 4.1 и 4.5 Правил для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. Предприятиям трубопроводного транспорта разрешается подъезд в соответствии со схемой проездов, согласованной с землепользователем, автомобильного транспорта и других средств к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ, устройство в пределах охранной зоны шурфов для проверки качества изоляции трубопроводов и состояния средств их электрохимической защиты от коррозии и производство других земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации трубопроводов.

Следовательно, для объектов газоснабжения дополнительно установлен специальный запрет на создание препятствий по их обслуживанию, ремонту, ликвидации последствий аварий и катастроф; на земельных участках в границах охранных зон объектов газоснабжения запрещено строительство зданий, строений, сооружений ближе предусмотренных нормативными документами минимальных расстояний до объектов газоснабжения.

Из изложенного следует, что положениями указанных выше нормативных актов разрешается использование земельных участков для обслуживания и ремонта трубопроводов по прямому указанию закона, без каких-либо разрешительных документов на земельный и лесной участок, в частности, договора аренды, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, а именно объективной стороны правонарушения.

Таким образом, вывод контролирующего органа о совершении должностным лицом П. правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, является необоснованным.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Для выполнения указанных задач по делу подлежат обязательному выяснению обстоятельства, указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, выводы о наличии либо отсутствии которых получают оценку на исследованных доказательствах, о чем прямо указано в ч.1 ст. 26.2 Кодекса.

Судьей при вынесении решения доводы жалобы о наличии обстоятельств, исключающих вину должностного лица, не получили должной оценки.

В силу положений п.1 ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствия состава административного правонарушения.

Таким образом, постановление и решение подлежат отмене, производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения (п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ).

При наличии таких обстоятельств, имеются основания для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Д. удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела - заместителя лесничего отдела Ноябрьского лесничества, ст. государственного инспектора по пожарному надзору в лесничествах по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Л. от 10 апреля 2015 года и решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 15 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица П. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья суда ЯНАО (подпись) Н.В. Мочалова