Судья - Лекомцева Л.В.
Дело № 7-2276/2019 / 12-938/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 03 октября 2019 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием ФИО1 у рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чориева Янгибоя Мурода угли на постановление судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 сентября 2018 г. ФИО1 у признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 тысячи рублей с административным выдворением в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1 у просит постановление городского суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения, указывая на то, что его действия не свидетельствовали о грубом нарушении миграционного законодательства, поскольку в июле он сдавал экзамен по русскому языку и истории, в связи с тем, что сдать экзамен не удалось 16 сентября 2019 г. повторно сдавал экзамен, который был им успешно сдан. Сертификат по результатам экзамена оформляется в г. Москва и должен был быть выдан 24 сентября 2019 г. в день рассмотрения дела. Сертификат давал ему возможность подать заявление о продлении срока временного проживания.
В судебном заседании в краевом суде ФИО1 у, жалобу поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1 у, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 24 сентября 2019 г. в 10:30 час по адресу: **** выявлено, что гражданин **** ФИО1 у, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, прибыл в Российскую Федерацию 26 июня 2019 г., имея законный срок пребывания по 23 сентября 2019 г. своевременно не выехал за пределы Российской Федерации. В период с 24 сентября 2019 г. на территории Российской Федерации находится незаконно, допустив нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 у подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24 сентября 2019 г. № 29/2; письменными объяснениями ФИО1 у от 24 сентября 2019 г.; миграционной картой; отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, письменными объяснениями Ч. от 24 сентября 2019 г., иными доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ФИО1 у в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Таким образом, ФИО1 у обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 у состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности заявителя в совершении инкриминируемого ему деяния по делу не усматривается.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях состава вменяемого правонарушения отклоняются как необоснованные, поскольку действия предпринятые ФИО1 у относительно сбора документов для получения разрешения на временное проживание, не освобождали его от соблюдения миграционного законодательства, в том числе и соблюдения разрешенного срока пребывания.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного постановления в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом согласно статье 3.1 указанного Кодекса административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Наказание в виде штрафа назначено ФИО1 у в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
При назначении наказания судья городского суда не принял во внимание, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела усматривается, что на территории Российской Федерации проживает супруга ФИО1 у – Ч., являющаяся гражданкой Российской Федерации (свидетельство о заключении брака ** от 15 сентября 2014 г.).
Из материалов дела и объяснений ФИО1 у следует, что он в целях законного нахождения на территории Российской Федерации и проживания с супругой готовил документы согласно перечню, необходимые для получения разрешения на временное проживание, которые были готовы до истечения срока законного нахождения на территории Российской Федерации, кроме сертификата о владении русским языком, знании истории и основ законодательства Российской Федерации. Экзамен для получения данного сертификата сдавался ФИО1 у в июле 2019 г., однако сдан не был, в связи с чем 16 сентября 2019 г. им экзамен сдавался повторно и был сдан успешно. После сдачи экзамена была обозначена дата получения сертификата, однако в установленную дату сертификат выдан не был по независящим от ФИО1 у обстоятельствам, его получение было назначено на 24 сентября 2019 г., то есть после истечения срока законного пребывания, что препятствовало ФИО1 у обратиться с заявлением для получения временного разрешения на проживание и как следствие, продления срока временного пребывания, в связи с подачей такого заявления.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Частью 8 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом МВД России от 09 ноября 2017 г. № 891 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в указанный перечень, в том числе включен документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации. К таким документам относятся: сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона № 115-ФЗ если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов: сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации; документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.; документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 г.
Таким образом, предоставление указанного сертификата является обязательным при подаче заявления для получения разрешения на временное проживание, подача которого продляет срок законного нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Кроме этого, следует отметить, что ФИО1 у в судебное заседание в краевом суде представлены документы, предусмотренные перечнем для подачи заявления на получение разрешения на временное проживание, даты их выдачи позволяли ФИО1 у обратиться с указанным заявлением до истечения срока законного пребывания.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Учитывая принятие всех возможных мер ФИО1 у для реализации права на подачу заявления для получения разрешения на временное проживание, невыдачу сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации по независящим от него причинам, наличие гражданства Российской Федерации у супруги, в совокупности могут быть расценены как исключительные обстоятельства, которые могут служить основанием для изменения административного наказания ФИО1 у в соответствии с требованиями норм международного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО1 у на уважение семейной жизни.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. №-3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. №-1-П).
В рассматриваемом случае, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на нарушение права ФИО1 у на уважение семейной жизни, учитывая наличие у него супруги, являющейся гражданкой Российской Федерации и проживающей на территории Российской Федерации, обстоятельств описанных выше не позволивших в установленный срок подать заявления на выдачу разрешения на временное проживание, назначение ФИО1 у административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Доказательств того, что ФИО1 у представляет угрозу национальной безопасности или общественному порядку в Российской Федерации материалы дела не содержат.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 сентября 2019 г. подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ФИО1 у административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
Постановление судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чориева Янгибоя Мурода угли изменить, исключив из него указание на назначение Чориеву Янгибою Муроду угли административного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Судья –подпись