ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2291/2021/21-1019/2021 от 05.10.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59RS0004-01-2021-004476-02

Судья Ошвинцева О.И.

Дело № 7-2291/2021 / 21-1019/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 5 октября 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Белаловой Рамили Филькусовны на постановление заместителя начальника ИФНС по Ленинскому району г.Перми от 07.04.2021, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 07.04.2021 № 59022109000177800003 должностное лицо - директор ООО «***» Белалова Р.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20.08.2021, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Белаловой Р.Ф., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, директор ООО «***» Белалова Р.Ф. просит постановление должностного лица, решение судьи районного суда отменить. Указывает на то, что валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме. Трудовыми договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств, в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке. Обязанность физического лица – нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица – резидента законодательством также не предусмотрена. Считает, что выплата Обществом его работникам заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения. Общество относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Просит смягчить назначенное наказание и применить часть 1 статьи 4.1.1, часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

В судебном заседании в краевом суде Белалова Р.Ф., извещенная надлежащим образом, участия не принимала.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату совершения правонарушения) предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон от 10.12.2003 № 173) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», являются резидентами.

По смыслу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.

В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела, 10.10.2019 ООО «***» выплатило работникам, физическим лицам – нерезидентам К., Х2., М., Х1., У., заработную плату путем выдачи из кассы наличных денежных средств в сумме 26 075 рублей.

Согласно информации, полученной от отдела полиции № 6 УМВД России по г. Перми, указанные граждане с заявлением о выдаче вида на жительство в установленном законом порядке не обращались, что свидетельствует о том, что они являются нерезидентами.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – директора ООО «***» Белаловой Р.Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ООО «***» Белаловой Р.Ф. подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31.03.2021 № 59022109000177800001; трудовыми договорами с К., Х2., М., Х1., У.; платежной ведомостью от 10.10.2019; сведениями ОП № 6 (дислокация Ленинский район) УМВД РФ по городу Перми и иными материалами дела.

Законом предусмотрено, что отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей является валютной операцией, а также предписаны обязательные требования к осуществлению валютных операций, а именно: расчеты между юридическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом должны осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке, поскольку данная операция не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами, указанных в статье 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Однако директором ООО «***» указанные требования закона не были выполнены.

Работники К., Х2., М., Х1., У. резидентами не являются, поскольку состоят на миграционном учете как иностранные граждане и вида на жительство не имеют, что подтверждается ответом начальника ОВМ ОП № 6 Управления МВД России по г. Перми от 03.02.2021.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о том, что указанные действия директора ООО «***» Белаловой Р.Ф., не принявшей все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению валютного законодательства, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным. Допустив осуществление выплаты заработной платы работникам – иностранным гражданам - нерезидентам через кассу организации, минуя банковские счета, директор ООО «***» Белалова Р.Ф. нарушила требования валютного законодательства.

Ссылки в жалобе на требования трудового законодательства, а также на то, что валютное законодательство не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Белаловой Р.Ф. состава административного правонарушения, поскольку приведены без учета положений Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления резидентами расчетов с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится, в том числе при отсутствии в трудовом договоре условия о перечислении заработной платы работнику - нерезиденту на его банковский счет.

В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работники являлись гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Административный штраф назначен Белаловой Р.Ф. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом деле такая совокупность обстоятельств не усматривается.

Учитывая характер допущенного правонарушения в области финансов, которое создает угрозу экономической безопасности государства, влечет наступление вредных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением валютного законодательства, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Белаловой Р.Ф. не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление заместителя начальника ИФНС по Ленинскому району г.Перми от 07.04.2021, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20.08.2021 оставить без изменения, жалобу Белаловой Рамили Филькусовны – без удовлетворения.

Судья - (подпись)