ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-22/20 от 06.05.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Валеев М.Р.

Дело № 7-22/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский «6» мая 2020 года

Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора отдела по надзору на море по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Елескина А.Г. на постановление судьи Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 17 марта 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении администрации Соболевского муниципального района Камчатского края по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 17 марта 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Соболевского муниципального района Камчатского края по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, государственный инспектор отдела по надзору на море по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Елескин А.Г. просит решение судьи отменить, полагая, что событие административного правонарушения и вина администрации Соболевского муниципального района в его совершении подтверждается представленными в деле доказательствами.

Проверив материалы дела, заслушав государственного инспектора отдела по надзору на море по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Елескина А.Г., нахожу постановление судьи правильным.

Административную ответственность по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Из материалов дела усматривается, что 13 ноября 2019 года должностным лицом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в отношении администрации Соболевского муниципального района возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поводом для чего послужило обращение руководителя МОО «Экологическая безопасность» о размещении в акватории водного объекта в <адрес> корпусов выведенных из эксплуатации судов.

Из содержания полученных в ходе административного расследования материалов следует, что по состоянию на 22 ноября 2019 года в акватории лимана реки <данные изъяты> на северной границе Крутогоровского сельского поселения в месте с географическими координатами, указанными в протоколе об административном правонарушении, расположены суда, которые находятся в полузатопленном состоянии и захламляют водный объект.

На этом основании должностное лицо Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора пришло к выводу о том, что администрация Соболевского муниципального района при осуществлении деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды допустила захламление отходами производства и потребления акватории лимана реки <данные изъяты>, входящего в границы Соболевского муниципального района Камчатского края, не организовала мероприятия по охране окружающей среды водного объекта, не осуществила сбор, вывоз, утилизацию и переработку вышеуказанных отходов производства и потребления.

Приведенные обстоятельства положены в основу протокола об административном правонарушении, составленном по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым администрации Соболевского муниципального района Камчатского края вменено нарушение требований ч. 1 и 2 ст. ст. 51 и ч. 1 ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ, а также отдельных положений Устава Соболевского муниципального района и Правил благоустройства территории и санитарного содержания межселенной территории Соболевского муниципального района.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья Усть-Большерецкого районного суда исходил из того, что вмененное администрации Соболевского муниципального района деяние не охватывается диспозицией ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. К такому выводу судья пришел с учетом отсутствия в материалах дела доказательств осуществления юридическим лицом хозяйственной деятельности с использованием судов, корпуса которых обнаружены в водном объекте. Судья указал, что полномочия органа местного самоуправления по участию в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению отходов являются властно-распорядительной функцией, ненадлежащее исполнение которой не влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с таким выводом судьи Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края не нахожу.

В соответствии с основными понятиями, приведенными в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 которого к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Проанализировав содержание приведенных выше правовых норм, судья Усть-Большерецкого районного суда пришел к правильному выводу о том, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

Полномочия органа местного самоуправления по участию в организации сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа. Неисполнение или ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления публичных полномочий в области обращения с отходами не охватывается диспозицией ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доказательств того, что администрация Соболевского муниципального района осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами либо указывающих на то, что обнаруженные в акватории водного объекта отходы образованы в результате деятельности администрации, материалы дела не содержат. Следовательно, вывод судьи о том, что вменяемое администрации Соболевского муниципального района деяние не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным.

При проверке дела в полном объёме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену постановления судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 17 марта 2020 года оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора отдела по надзору на море по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Елескина А.Г. - без удовлетворения.

Судья В.Ф. Горн