Дело № 7-22/2021(7-731(2)/2020).
Судья Заболотникова О.А.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 18 января 2021 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 17 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № *** от 04.09.2020, АО «ТКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 220 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО «ТКС» обратилось в суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 17 ноября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в вышестоящий суд государственный инспектор Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит решение судьи отменить, считая его незаконным и необоснованным, а постановление должностного лица оставить без изменения.
Указывает, что в представленных АО «ТКС» данных имеются данные учета в области обращения с отходами по: Промплощадке 1, промплощадке 2, ВЗУ -2, 3, 4, 6, 7 и очистных сооружений. Между тем, данные объекты не являются ни обособленными подразделениями, ни филиалами. Ведение учета в таком виде нормативными документами не предусмотрено. Утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение также выданы для АО «ТКС» без подразделения на производственные площадки: ВЗУ, очистные сооружения и т.д.
АО «ТКС» не имеет обособленные подразделения и обязано вести учет по юридическому лицу в целом, без подразделения на площадки. То есть АО «ТКС» не обеспечена полнота и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а так же размещенных отходов.
АО «ТКС» не осуществляет ведение учета в области обращения с отходами в порядке предусмотренном нормативно-правовыми актами. При этом вся утвержденная нормативная документация в сфере охраны окружающей среды разработана и утверждена в целом по АО «ТКС», без разбивки по филиалам и обособленным подразделениям.
Также уставом АО «ТКС» не предусмотрены филиалы и обособленные подразделения.
Таким образом, подтверждается, что в действиях юридического лица - АО «ТКС» при осуществлении хозяйственной деятельности усматриваются нарушения экологических требований, в части неисполнения обязанностей по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с пунктом 5 приказа № 721 учету подлежат все виды отходов 1-V класса опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а так же размещенных юридическим лицом за учетный период. В нарушение данных требований АО «ТКС» в данных учета в области обращении с отходами за I-II квартал 2020 г. не отразило движение отхода IV класса опасности «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод». Образование данного вида опасного отхода предусмотрено утвержденным Проектом нормативов образования отходов и лимитами на их размещение. В ходе проверки установлено фактическое хранение отходов IV класса опасности «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», что подтверждает анализ филиала ЦЛАТИ по Пензенской области (протокол № *** от 31.08.2020), на открытых неогороженных площадках. То есть АО «ТКС» не исполняет обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства.
АО «ТКС» полагает, что отделение и обезвоживание осадка являются стадиями процесса производства продукции в целях ее дальнейшей реализации, а не отходообразующими процессами, а осадок сточных вод является сырьем для производства продукции, а не отходом производства и потребления.
Вместе с тем, согласно утвержденным проекту нормативов образования и лимитов размещения отходов, а также паспорту отходов 1-4 классов опасности АО «ТКС», которые в соответствии с действующим законодательством определяют алгоритм действий с отходами производства, именно ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод является отходом производства.
Также, по мнению Минприроды России, деятельность по обезвреживанию (обеззараживание) отходов может как предшествовать деятельности по утилизации отходов, так и утилизация отходов может осуществляться путем применения отходов для производства товаров (продукции), минуя (исключая) деятельность по обезвреживанию отходов.
Уставом Общества не предусмотрены виды деятельности по производству компоста или других органических удобрений. Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
Также компост «Плодородный «ПЛЮС», являясь органическим удобрением, как утверждает Общество, должен быть зарегистрирован в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, который ведет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. На настоящий момент данное органическое удобрение не зарегистрировано в вышеуказанном документе. Поэтому утверждения о том, что получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия, а конечным результатом этого процесса является продукция и ее реализация и осадок уже не является отходом, который образован в процессе производства, является словесными манипуляциями предприятия для того, чтобы преднамеренно, при этом грубо нарушая природоохранное законодательство, уйти от предусмотренной законом ответственности.
АО «ТКС» не обеспечена полнота, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещённых отходов, в том числе отхода IV класса опасности.
Автор жалобы полагает, что, результаты проверки и доводы жалобы подтверждают незаконность действий АО «ТКС», грубо и системно нарушающих требования действующего законодательства.
Кроме того, крайне негативно сказалось на объективности и беспристрастности рассмотрения дел направление судом всех дел по постановлениям должностных лиц в отношении АО «ТКС» одному судье.
Выслушав представителей АО «ТКС» ФИО2 и ФИО3, считавших решение судьи правильным, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее также Порядок).
Пунктами 6 и 8 Порядка установлено, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
В соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 г. №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (утратил силу с отчета за 2020 год в связи с изданием Приказа Росстата от 09.10.2020 № 627) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления предоставляют форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений, на бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица.
Как видно из материалов дела, и это правильно установлено судьей районного суда, АО «ТКС» привлечено к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ за то, что не осуществляет учет в области обращения с отходами, в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Согласно постановлению о назначении административного наказания № *** от 04.09.2020 у АО «ТКС» имеются данные учета в области обращения с отходами по: Промплощадке 1, промплощадке 2, ВЗУ -2, 3, 4, 6, 7 и очистных сооружений. Между тем, данные объекты не являются ни обособленными подразделениями, ни филиалами. Ведение учета в таком виде нормативными документами не предусмотрена. Утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение также выданы для АО «ТКС» без подразделения на производственные площадки: ВЗУ, очистные сооружения и т.д. АО «ТКС» не имеет обособленные подразделения и обязано вести учет по юридическому лицу в целом, без подразделения на площадки. То есть АО «ТКС» не обеспечена полнота и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а так же размещенных отходов. В соответствии с пунктом 5 приказа № 721 учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а так же размещенных юридическим лицом за учетный период. В нарушении данных требований АО «ТКС» в данных учета в области обращении с отходами за I-II квартал 2020 г. не отразило движение отхода IV класса опасности «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод». Образование данного вида опасного отхода предусмотрено в утвержденных Проекте нормативов образования отходов и лимитах на их размещение, а также имеется паспорт на данный опасный отход. В ходе проверки установлено фактическое хранение отходов IV класса опасности «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» на открытых неогороженных площадках. То есть АО «ТКС» не исполняет обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В рамках проведения внеплановой проверки сопроводительным письмом 01-05-3060 от 27.08.2020 в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были переданы данные учета в области обращения с отходами за 2018-2020гг как по каждой промплощадке, так и по юридическому лицу в целом.
Таким образом, АО «ТКС» обеспечена полнота и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов.
В материалах дела не имеется объективных доказательств, подтверждающих изложенные в протоколе об административном правонарушении №*** г. от 04.09.2020 сведения о сокрытии образующихся отходов с I по V класс опасности именно на приведенном выше объекте проверки - промплощадки очистных сооружений канализаций (по объекту HBOC (I категории) 68-0168-000730-П).
В дела также не имеется доказательств, что иные виды отходов, о которых указывает автор жалобы, образуются именно на территории данного объекта.
Все виды отходов, образующиеся в результате деятельности АО «Тамбовские коммунальные системы», отражены в соответствии с объемом и местом их образования по каждому обособленному подразделению и по предприятию в целом, с последующим отражением их в отчетности по форме 2-тп (отходы).
Кроме того, и это никем не опровергнуто, согласно представленным АО «ТКС» возражениям на жалобу, по требованию должностных лиц Управления АО «ТКС» ведет учет и предоставляет данные статистической отчетности именно по промплощадкам. Данные учета в области обращения с отходами по юридическому лицу в целом за 2018-2020 гг. также были предоставлены в Управление до составления протокола об административном правонарушении, хотя данная информация выходит за рамки проводимой проверки по основаниям, указанным выше.
В изложенной ситуации судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что Управление, проводя плановую проверку только одного объекта АО «ТКС» - HBOC (I категории) 68-0168-000730-П - промплощадки очистных сооружений, расположенной по адресу: <...>, вышло за ее пределы, сделав итоговый вывод о деятельности всей организации, а не объекта проверки.
Доводы жалобы в части несогласия с выводами судьи о том, что отчеты по форме 2-ТП (отходы) были заполнены в соответствии с действующим законодательством, для каждого обособленного подразделения, с отражением всех видов отходов образующихся в результате деятельности АО «ТКС» и своевременно предоставлены в контролирующий орган, также не нашли своего объективного подтверждения.
Так, в соответствии с п. 2 Приказом Росстата от 12.12.2019 №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», действовавшего на момент проведения проверки, обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы о том, что АО «ТКС» предоставило в Управление исправленные в отчетной документации данные, после формирования сводных данных по области и отправке статистических данных в Росприроднадзор и Росстат не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела. Так в сопроводительном письме от 04.08.2020 в Управление АО «ТКС» были предоставлены не исправленные в отчетной документации данные, а представлены данные учета обращения отходов и данные статистической отчетности по всем промплощадкам и по предприятию в целом, так как ранее были предоставлены данные только по промплощадке ОСК. При этом, в данных учетах были устранены недочеты в части отсутствия титульного листа и данных о лицензирующем документе.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что отсутствие титульного листа, оформленного в свободной форме, а также данных о дате выдаче и номере лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности юридических лиц, которым переданы отходы, не является составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 «Неисполнение обязанности по ведению учета в области по обращению с отходами производства и потребления».
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отмене оспариваемого постановления должностного лица, прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Ю.А. Курохтин