ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2311/2019/21-1365/19 от 06.11.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Бейман О.Е.

Дело № 7-2311/2019 / 21-1365/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 6 ноября 2019 г. в г. Перми жалобу защитника жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Костенко О.Г. на постановление начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельностью и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю № 215-60ТП-19 от 17 июля 2019 г., решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 4 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

у с т а н о в и л:

постановлением начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельностью и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю С. от 17 июля 2019 г. (резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 г.) № 215-60ТП-19 открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту - ОАО "РЖД", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Решением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 4 сентября 2019 г., принятым по результатам пересмотра дела по жалобе ОАО "РЖД", указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ОАО "РЖД" Костенко О.Г., просит решение судьи районного суда отменить, применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Указывая на отсутствие доказательств, что пожарный риск на объекте защиты вокзал Пермь-2 превышает допустимые значения, установленные законом. Кроме того полагает, что в постановлении указано на нарушение сводов правил СП 5.131.30.2009, СП 3.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 1.13130.2009, СП 12.13130.2009, которые в перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, не включены. Также указывает, что в указанных СП, введенных в действие приказами МЧС России не оговорено, что данные нормы распространяются на объекты, введенные в эксплуатацию до издания данных норм. Ссылается на то, что здание вокзала построено в 1969 году в соответствии с проектной документацией, разработанной на основании действовавшего на момент строительства и ввода в эксплуатацию законодательства. Полагает, что поскольку объект защиты, являющийся предметом спора, введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., на данный объект распространяются нормы ранее действовавшего законодательства, применение норм Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. и указанных сводов правил является неправомерным. Кроме того, с целью устранения выявленных при проведении проверки нарушений на вокзальном комплексе Пермь-2 разработаны мероприятия по устранению указанных нарушений, часть из которых частично устранена.

В судебном заседании в краевом суде, законный представитель ОАО "РЖД", защитник Костенко О.Г., участия не принимали.

Представитель административного органа ФИО1 не согласился с доводами жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав участвовавших в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" (далее по тексту – Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г.), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 5 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.) определено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 г. "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту - Правила противопожарного режима), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки ОАО "РЖД" 8 февраля 2019 г. на территории, в зданиях и помещениях железнодорожного вокзала станции Пермь-2, расположенной по адресу: ****, находящимся в управлении ОАО "РЖД", выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

Общие нарушения:

1. Отсутствует соответствующая проектная документация на здание вокзала, в результате чего не представляется возможным сделать вывод о соблюдении проектных решений требованиям пожарной безопасности на объекте защиты (статьи 4, 5, 6, 78, 80 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункты 23, 33, 61 Правил противопожарного режима).

2. Руководитель организации не обеспечивает (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информацию о количестве людей, находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время) (пункт 10 Правил противопожарного режима).

3. Не проведено обучение пожарно-техническому минимуму дежурного персонала осуществляющего круглосуточную охрану (соответствующие документы не представлены) (пункт 3 Правил противопожарного режима, НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденные Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007г. № 645 пункт 39).

4. Инструкции о мерах пожарной безопасности не переработана с учетом вступивших в силу изменений, внесенных в "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", а так же в соответствии с разделом XVIII настоящих правил (пункт 2 Правил противопожарного режима).

5. На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (инструкции не представлены) (пункт 9 Правил противопожарного режима).

6. На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (инструкции не представлены) (пункт 12 Правил противопожарного режима).

7. Не представлены годовые планы-графики, составленные с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнения ремонтных работ, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматических установок пожаротушения) (пункт 63 Правил противопожарного режима).

8. Не в полной мере проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (в представленных актах проверки не указана фактическая высота компактной пожарной струи) (пункт 55 Правил противопожарного режима, пункт 4 статьи 4, статья 86 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.1.8 СП 10.13130.2009).

9. Не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода (в соответствии с представленным актом проверки внутреннего противопожарного водопровода фактический расход на пожаротушение не соответствует требуемому) (пункт 55 Правил противопожарного режима, пункт 4 статьи 4, статья 86 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.1.8 СП 10.13130.2009).

10. Не проведена проверка работоспособности противопожарных дверей и люков (акты проверки работоспособности противопожарных дверей и люков не представлены) (пункт 61 Правил противопожарного режима).

11. Не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли (акты проверки состояния огнезащитной обработки не представлены) (пункт 21 Правил противопожарного режима).

12. Не представлен расчет необходимого количества огнетушителей для здания вокзала (пункт 465 Правил противопожарного режима).

13. Не представлены расчеты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности на складские, производственные и технические помещения здания вокзала (глава 8 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 5.1.2СП 4.13130.2013, СП 12.13130.2009).

3-й этаж (помещения гостиницы)

14. Допущена перепланировка помещений без разработки и выполнения соответствующих проектных решений (пункт 33 Правил противопожарного режима).

15. Допущено размещение помещений гостиницы (комнат отдыха на 27 человек), не имеющих самостоятельных путей эвакуации (по факту эвакуация с 3-го этажа осуществляется только по открытой лестнице 2-го типа, ведущей в помещение зала ожидания 2-го этажа) (статья 4 часть 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункты 5.3.24, 7.4.2 СП 1.13130.2009).

16. Из помещений гостиницы отсутствует не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункты 4.2.4, 5.3.11 СП 1.13130.2009).

17. Система автоматической пожарной сигнализации объекта защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 (гостиница) не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (часть 7 статья 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.).

18. Помещения производственного, складского и технического назначения (серверные, электрощитовые, кладовые и т.д.) не выгорожены противопожарными преградами и противопожарными дверьми с нормируемым пределом огнестойкости (часть 4 статьи 4, пункты 1, 2, 3 таблицы 23, 24 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункты 4.2, 5.2.6 СП 4.13130.2013).

19. На дверях помещений производственного, складского и технического назначения (серверные, электрощитовые, кладовые и т.д.) не указаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же классы зон (пункт 20 Правил противопожарного режима).

20. Отделка пола и стен на путях эвакуации в общих коридорах жилых и служебных помещений выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум на полу, панели и краска на стенах) (часть 4 статьи 4, статья 134 пункт 6 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункты 4.3.2 СП 1.13130.2009).

21. В общих коридорах жилых и служебных помещений оборудованы встроенные шкафы для хранения различных материалов и предметов (часть 4 стати 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.3 СП 1.13130.2009).

22. На путях эвакуации в общих коридорах жилых и служебных помещений допущена установка, размещение оборудования, мебели и других предметов (пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

23. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации (общих коридоров жилых и служебных помещений), с учетом двухстороннего открывания дверей в коридор, менее 1 м. (фактическая ширина коридора - 1,3 м., ширина дверного полотна - 0,8 м., расчетная ширина пути эвакуации -5 м.) (часть 4 стати 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.3 СП 1.13130.2009).

24. На пути эвакуации в общем коридоре служебных помещений установлены приборы отопления, выступающие из плоскости стен на высоте менее 2 м. (часть 4 стати 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.3 СП 1.13130.2009).

25. Часть перегородок разделяющих помещения не имеет требуемого предела огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности соответствующих степени огнестойкости здания II (по факту перегородки выполнены из горючих материалов: древесины, ДВП) (часть 4 стати 4, статьи 87, 88 таблицы 21, 22 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.).

26. Ширина дверного проема, ведущего из коридора с кабинетом бригадира в общий коридор служебных помещений менее 0,8 м. (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009).

27. В жилых комнатах гостиницы допущено оставление без присмотра включенных в электрическую сеть бытовых электроприборов (пункт 42 п.п. "е" Правил противопожарного режима).

28. Помещение серверной видеонаблюдения площадью более 24 м. не оборудовано автоматическими установками пожаротушения (часть 4 стати 4, статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 35.2 приложение А п. А.4, таблица 3СП 5.13130.2009).

29. В технических помещениях (серверных) допущено хранение оборудования, мебели и других предметов (пункт 23 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

2-й этаж

30. Помещения производственного, складского и технического назначения (серверные, электрощитовые, кладовые и т.д.) не выгорожены противопожарными преградами и противопожарными дверьми с нормируемым пределом огнестойкости (часть 4 стати 4 части 4, пункты 1, 2, 3 стать 88 таблицы 23, 24 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.2 СП 4.13130.2013).

31. На дверях помещений производственного, складского и технического назначения (серверные, электрощитовые, кладовые и т.д.) не указаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же классы зон (пункт 20 Правил противопожарного режима).

32. На пути эвакуации в малом коридоре помещений ФПК отделка пола выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум на полу) (часть 4 статьи 4, пункт 6 статьи 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.2 СП 1.13130.2009).

33. На пути эвакуации в малом коридоре помещений ФПК допущена установка, размещение оборудования, мебели и других предметов (установлен сейф) (пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

34. В кабинете ревизора ФПК горизонтальные и вертикальные расстояния от дымового пожарного извещателя до близлежащих шкафа и предметов менее 0,5 м. (часть 4 статьи 4, статья 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., п. 13.3.6 СП 5.13130.2009).

35. На пути эвакуации в малом коридоре помещений приемной начальника вокзала отделка пола выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум на полу, обои на стенах) (часть 4 статьи 4, пункт 6 статьи 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., п. 4.3.2 СП 1.13130.2009).

36. На пути эвакуации в малом коридоре помещений приемной начальника вокзала допущена установка, размещение оборудования, мебели и других предметов (установлен шкаф) (пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

37. На путях эвакуации в лестничных клетках размещены приборы отопления и выступающие из плоскости стен на высоте менее 2,2 м. от поверхности проступей и площадок лестниц (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.4.4, СП 1.13130.2009).

38. На путях эвакуации, в общих коридорах и холлах, часть пожарных кранов выступает из плоскости стен (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.4.4, СП 1.13130.2009).

39. Лестничные клетки не отделены от примыкающих коридоров, холлов и смежных помещений дверьми с устройства для самозакрывания и с уплотнением в притворах (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.2.7, СП 1.13130.2009).

1-й этаж

40. Лестничные клетки не отделены от примыкающих коридоров, холлов и смежных помещений дверьми с устройства для самозакрывания и с уплотнением в притворах (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.2.7, СП 1.13130.2009).

41. Помещения производственного, складского и технического назначения (серверные, электрощитовые, кладовые и т.д.) не выгорожены противопожарными преградами и противопожарными дверьми с нормируемым пределом огнестойкости (часть 4 статьи 4, пункты 1, 2, 3 статьи 88 таблицы 23, 24 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.2 СП 4.13130.2013).

42. В помещениях раздевалки (правое крыло рядом с главным входом) допущено оставление без присмотра включенных в электрическую сеть бытовых электроприборов (пункт 42 п.п. "е" Правил противопожарного режима).

43. Под лестничной клеткой (правое крыло рядом с главным входом) допущено складирование горючих материалов (пункт 23 п.п. "к" Правил противопожарного режима).

44. На пути эвакуации в холле главного входа размещено, установлено оборудование для досмотра ручной клади пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

45. На путях эвакуации в холлах и центральном коридоре допущено размещение торговых точек, различного оборудования и других предметов (пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

46. В технических помещениях электрощитовой, расположенной рядом с помещением дежурного по вокзалу, допущено хранения оборудования, мебели и других предметов (пункт 23 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

47. Ширина эвакуационных проходов через рамки металлодетекторов менее 1,2 м. (по факту на выходах из общего коридора 0,84 м., из зала для ожидания 0,75 м.) (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 7.1.14 СП 1.13130.2009).

48. На лестничной площадке в проходе к эвакуационному выхожу, ведущему непосредственно наружу, установлена будка кассы туалетов (пункт 23 п.п. "к", пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

49. Перед эвакуационными выходами, ведущими непосредственно наружу, в местах перепадов высот, не выполнены лестницы с числом ступеней не менее 3-х или пандусы с уклоном не более 1:6 (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009).

50. В помещении и в коридоре напротив помещений "ЖД прессы" расстояние от светильников до дымовых пожарных извещателей менее 0,5 м. (часть 4 статьи 4, статья 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 13.3.6 СП 5.13130.2009).

51. Дверь второго эвакуационного выхода, ведущего из зала пригородных касс в коридор помещений бывшего ресторана, закрыта на запор (замок), не обеспечивающий возможность его свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35, пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

52. Помещения пригородных касс не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (часть 4 статьи 4, статья 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., приложение А п. А.4 таблица 3 СП 5.13130.2009).

53. Помещения пригородных касс не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (часть 4 статьи 4, статья 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., приложение А п. А.4 таблица 2 СП 3.13130.2009).

54. Нарушен принцип эвакуации из помещений пригородных касс (по факту эвакуация из помещений касс осуществляется в коридор, который ведет в помещение зала пригородных касс, из которого имеется два выхода в общие коридоры) (часть 4 статьи 4, часть 3 статьи 89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.).

Помещения бывшего ресторана

55. На пути эвакуации в общем коридоре установлено электрооборудование, выступающее из плоскости стены на высоте менее 2 м. (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.3 СП 1.13130.2009).

56. Высота пути эвакуации (коридора) перед выходом, ведущим непосредственно наружу менее 2 м. (по факту 1,84 м.) (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009).

57. На пути эвакуации в общем коридоре допущена установка, размещение оборудования, мебели и других предметов (пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

58. Дверь эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, закрыта на запор (замок), не обеспечивающий возможность его свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35, пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

Кафе "***"

59. Ширина эвакуационного прохода в зале для посетителей между оборудованием для раздачи менее 1 м. (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009).

60. Отделка зала для посетителей выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (пластиковые панели) (часть 4 статьи 4, статья 134 пункт 6 таблица 29 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.).

61. Перед вторым эвакуационным выходом, ведущим наружу, в месте перепада высот выполнена лестница с числом ступеней менее 3-х (по факту лестница имеет 2 ступени) (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009).

62. В тамбуре эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, допущено размещение хозяйственного инвентаря (пункт 36 п.п. "б" Правил противопожарного режима).

63. Управление в автоматическом режиме системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и другим инженерным оборудованием осуществляется от срабатывания одного пожарного извещателя (по факту в помещении кухни установлен только один дымовой пожарный извещатель) (статья 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункты 14.1, 14.2 СП 5.13130.2009).

64. Помещение кухни не отделено от зала для посетителей противопожарными преградами с нормируемыми пределами огнестойкости (статья 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункты 4.2, 5.5.2 СП 4.13130.2013).

65. На двери помещения кухни не указана категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны (пункт 20 Правил противопожарного режима).

Кафе "***"

66. На двери эвакуационного выхода, ведущего из зала для посетителей в коридор, установлен запор (замок), не обеспечивающий возможность его свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35 Правил противопожарного режима).

67. Отделка пола детского иглового зала выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (часть 4 статьи 4, статья 134 пункт 6 таблица 29 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.).

Камера хранения

68. Нарушен принцип эвакуации из помещения камеры хранения невостребованных вещей (по факту эвакуация осуществляется через несколько смежных помещений) (часть 4 статьи 4, часть 3 статьи 89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.).

69. Ширина двери ведущей из помещения камеры хранения невостребованных вещей менее 0,8 м. (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.2.5 СП 1.13130.2009).

70. Перегородка, отделяющая помещение камеры хранения невостребованных вещей, не имеет требуемого предела огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности соответствующих степени огнестойкости здания II (по факту перегородка выполнена из горючих материалов - древесины) (часть 4 статьи 4, статьи 87, 88 таблицы 21, 22 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.).

Туннель

71. Складское помещение расположенное рядом с камерой хранения не выгорожено противопожарными преградами и противопожарными дверьми с нормируемым пределом огнестойкости (часть 4 статьи 4, пункты 1 статьи 88, 2, 3 таблицы 23, 24 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.2 СП 4.13130.2013).

Магазин "***"

72. На двери эвакуационного выхода установлен запор (замок), не обеспечивающий возможность его свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35 Правил противопожарного режима).

73. Дымовые пожарные извещатели установлены на расстоянии менее 0,5 м от светильников (часть 4 статьи 4, статья 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 13.3.6СП 5.13130.2009).

74. Отделка тамбура эвакуационного выхода выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (пластиковые панели) (часть 4 статьи 4, пункт 6 статьи 134 таблица 28 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.2 СП 1.13130.2009).

Магазин "***"

75. Система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (по факту часть дымовых пожарных извещателей снята, отсутствует) (пункт 61 Правил противопожарного режима).

76. На двери эвакуационного выхода установлен запор (замок), не обеспечивающий возможность его свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35 Правил противопожарного режима).

Кафе "***"

77. На двери эвакуационного выхода установлен запор (замок), не обеспечивающий возможность его свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35 Правил противопожарного режима).

78. Ширина эвакуационных проходов в помещении кухни и за барной стойкой менее 1 м (по факту за барной стойки 0,45 м, в кухне 0,77 м) (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009).

Магазин "***"

79. На двери эвакуационного выхода установлен запор (замок), не обеспечивающий возможность его свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35Правил противопожарного режима).

80. Отделка стен и потолка торгового зала выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (пластиковые панели) (часть 4 статьи 4, пункт 6 статьи 134 таблица 29 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г.).

81. Дверь эвакуационного выхода, ведущего из помещения торгового зала с возможным пребыванием более 15 человек, открывается не по направлению выхода из помещения (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., пункт 4.2.6 СП 1.13130.2009).

Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Факт совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от 17 июня 2019 г. № 21560ТП-15; справкой о проверке исполнения законодательства о пожарной безопасности на железнодорожном вокзале Пермь-2 от 8 февраля 2019 г., постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 6 мая 2019 г.; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 6 мая 2019 г.; представлением № 215-60ТП-19 от 17 июня 2019 г. и иными материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства судьей районного суда.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, не доверять им оснований не имеется.

Оценка судьей районного суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Выводы судьи районного суда о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ являются мотивированными.

Довод жалобы о том, что при вынесении актов по делу не было учтено, что здание вокзала Пермь-2 было построено и введено в эксплуатацию в 1969 году, а нормативы по пожарной безопасности вступили в силу намного позже, не может быть признан состоятельным в силу следующего.

Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по действующему законодательству несут, в том числе собственники имущества.

Оценив представленные сторонами доказательства, судья районного суда установил, что ОАО "РЖД" нарушены требования Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности".

Доказательств своевременности принятия необходимых мер по соблюдению ОАО "РЖД" вышеуказанных требований пожарной безопасности в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Относительно доводов о том, что нарушения на момент рассмотрения жалобы устранены, то устранение нарушений после их выявления не освобождает ОАО "РЖД" от ответственности за указанные нарушения, поскольку административное наказание является мерой ответственности за совершенное правонарушение, устранение нарушений может учитываться при назначении административного наказания. В данном случае должностным лицом устранение выявленных нарушений учтено в качестве смягчающего ответственность обстоятельства и с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Относительно доводов о применении положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, то они во внимание не принимаются в силу их необоснованности.

Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.

Однако заявителем жалобы не представлены доказательства наличия таких исключительных обстоятельств, тяжелое имущественное положение не подтверждено, что исключает возможность применения указанных положений действующего законодательства.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" допущено не было.

При таком положении оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельностью и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю № 215-60ТП-19 от 17 июля 2019 г., решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 4 сентября 2019 г. оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Костенко О.Г. - без удовлетворения.

Судья: подпись.