СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
дело № 7-231/2019
РЕШЕНИЕ
г. Салехард 19 июня 2019 г.
Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об АП, в отношении юридического лица - акционерного общества «Арктическая газовая компания», по жалобе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 на решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 12 марта 2019 г., которым производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения,
установил:
постановлением ведущего специалиста-эксперта регионального отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в городе Ноябрьск Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому АО, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому АО № 576/2018 ФИО1 от 04.12.2018, юридическое лицо - акционерное общество «Арктическая газовая компания» (далее- АО «АРКТИКГАЗ», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об АП, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи от 12 марта 2019 г. постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо административного органа ФИО1, полагая ошибочным вывод судьи об отсутствии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения и достаточности доказательств в деле для вывода о виновности общества, просит об отмене решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об АП судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ (здесь и далее - нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Из части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ следует, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В соответствии с частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об АП невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Основанием для вынесения в отношении общества постановления по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об АП послужили выводы о том, что общество на расстоянии 1,9 км. юго-восточнее площадки УГПК Цеха по добычи газа, газового конденсата и нефти Уренгойского нефтеконденсатного месторождения установило площадку водозаборных сооружений, которая находится в водоохранной зоне реки Нгарка-Есетаяха. Площадка водозаборных сооружений не оборудована сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
С постановлением по делу об административном правонарушении нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об АП в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из акта проверки № 110 от 22.08.2018, в ходе проведения плановой выездной проверки Росприроднадзором было определено, что водозаборные сооружения Уренгойского УКПГ размещены АО «АРКТИКГАЗ» в водоохранной зоне реки Нгарка-Есетаяха (т.1 л.д. 178-181).
При этом при определении местонахождения водозаборных сооружений в водоохранной зоне Росприроднадзором был принят во внимание лишь знак «Водоохранная зона», установленный на периметральном сетчатом ограждении площадки водозаборных сооружений, что отражено в абзаце 1 пункта 8 акта проверки Росприроднадзора от 22.08.2018 № 110.
Эксплуатация водозабора Уренгойского НГКМ Самбургского лицензионного участка осуществляется обществом на основании лицензии СЛХ 02306 ВЭ от 06.12.2011 сроком действия до 01.11.2041, выданной с целью добычи пресных подземных вод для питьевого и технического водоснабжения объектов обустройства Сумбургского л.у., а также на основании следующих проектных документов, согласованных и утвержденных в установленном порядке:
- проектная документация на объект капитального строительства «Обустройство ачимовских отложений Уренгойского месторождения Самбургского лицензионного участка на период ОПЭ», на которую было получено положительное заключение государственной экспертизы №875/ГГЭ-8211/02 от 14.09.2012, которой установлено, что протяженность реки Нгарка-Есетаяха с притоками в пределах проектируемой территории составляет 104,4 км (стр. 17, п. 5 Таблицы 4 Раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»), ширина водоохранной зоны реки НгаркаЕсетаяха составляет 200 метров от береговой линии (стр. 30. п. 5 Таблицы 10);
- проект водозабора при пользовании недрами для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения УКПГ Уренгойского НГКМ Самбургского лицензионного участка», утвержденный Протоколом ТКР-Ямалнедра от 27.02.2018 года № 11/18, в соответствии с которым рассматриваемый водозаборный участок расположен на левом берегу реки Нгарка-Есетаяха в 275 м от русла (стр. 19 раздела 1.1.1);
- проект зоны санитарной охраны водозабора подземных вод УКПГ Уренгойского НГКМ Самбургского лицензионного участка», утвержденный приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 28.11.2017 года № 1269, в Разделе 3.2 «Санитарная характеристика территории водозабора» (стр. 32) которого указано, что водозаборные скважины расположены на левом берегу реки Нгарка-Есетаяха в 275 м от русла, территория I пояса зоны санитарной охраны огорожена металлическим забором, спланирована и отсыпана песком.
Таким образом, согласно проектной документации водозаборные сооружения размещены вне границ водоохранной зоны реки Нгарка-Есетаяха.
Указанное подтверждается проведенной 30.08.2018 обществом натурной маркшейдерской съемкой взаиморасположения водозаборных скважин и реки Нгарка-Есетаяха с использованием электронного тахеометра Leica GS15, зав. №1509510 (Свидетельство о поверке № АПМ 0214913). По результатам натурных замеров расстояния от уреза воды р. Нгарка-Есетаяха до водозаборных скважин, проведенных 30.08.2018, установлено, что наземные водозаборные сооружения расположены на расстоянии более 200 метров от береговой линии (скважины №№1, 2, 3, 4 расположены на расстоянии от 222 до 249 м), что исключает их расположение в пределах водоохранной зоны.
В связи с этим, вывод судьи о том, что применительно к требованиям части 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об АП и положениям законодательства в области охраны окружающей среды, административным органом не представлено достаточных доказательств о наличии в действиях общества состава данного административного правонарушения, является правильным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП при наличии любого из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При указанных обстоятельствах не имеются основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 Кодекса РФ об АП,
решил:
решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 12 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.45 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - акционерного общества «Арктическая газовая компания» оставить без изменения, жалобу должностного лица контролирующего органа - без удовлетворения.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.