Судья Трушкин С.В. Дело № 7-233/17
Р Е Ш Е Н И Е
12 июля 2017 года пр. Ленина, 25, г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Котликова О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула ФИО1 на постановление судьи Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 мая 2017 года, которым
комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее – Комитет), ИНН ***, юридический адрес: <...>,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ № ***, составленному старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу капитаном полиции Р.Д.А., ДД.ММ.ГГ в <...> комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула допущено нарушение п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Основные положения): из-за ненадлежащего контроля за эксплуатационным состоянием участка улично-дорожной сети г. <...>, на ул. <...> в границах <...> допущены нарушения в зимнем содержании улицы, а именно несвоевременно очищено покрытие проезжей части от снежных отложений, в результате чего образована снежно-ледяная колея и проезжая часть сужена, т.е. не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и не приняты меры по своевременному устранению помех в дорожном движении. Допущены нарушения п. 3.1 и п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условию обеспечения безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Действия Комитета квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела вынесено вышеназванное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, защитник комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула ФИО1 просит отменить постановление судьи. Ссылается на то, что Комитет не осуществляет содержание уличной дорожной сети, данными полномочиями наделено МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула; постановлением администрации г. Барнаула от 16 марта 2015 года № 343 «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий дорожного комплекса г. Барнаула» муниципальные унитарные предприятия реорганизованы в форме слияния и преобразования в муниципальное бюджетное учреждение «Автодорстрой» г. Барнаула; целью деятельности данного бюджетного учреждения является выполнение муниципальной работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения; в соответствии с п. 2.3 Устава МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула осуществляет основные виды деятельности в соответствии с муниципальным заданием Комитета, в том числе капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог; согласно п. 3.4 Порядка содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа – города Барнаула, утвержденного Приказом Комитета от 11 августа 2016 года № 74, проведение работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется силами МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула; в соответствии с планом работ по содержанию улично-дорожной сети по Центральному району от ДД.ММ.ГГ для МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула предусмотрено очистка от снега плугом и щеткой на базе комбинированной дорожной машины ул. <...> в границах от <...> кратностью 55 раз, кроме того, на указанный участок было предусмотрено очистка дороги от снега средними автогрейдерами, кратностью 30 раз; ссылаясь на положения Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, судья пришел к выводу, что лицами, ответственными за содержание автомобильных дорог, являются органы государственной власти, однако Комитет не является органом государственной власти, а является органом местного самоуправления. Также указывает, что судья необоснованно пришел к выводу о том, что Комитетом не были предприняты меры по ограничению или запрещению движения, поскольку в соответствии с п. 23 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Алтайского края такие ограничения вводятся органами ГИБДД.
В судебное заседание законный представитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула не явился, защитника не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем дело возможно рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу оснований для отмены постановления судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей по состоянию на 15 марта 2017 года, также предусматривала административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Аналогичное понятие содержания автомобильной дороги приведено в Порядке содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа – города Барнаула, утвержденного приказом комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула от 11 августа 2016 года № 74 (далее – Порядок содержания автомобильных дорог, Порядок).
Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-93), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4.
В соответствии с данной таблицей нормативный срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для дорог и улиц группы А составляет 4 ч., для группы Б – 5 ч., для группы В – 6 ч.
Согласно Примечанию к названному пункту нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Постановлением администрации города Барнаула от 02 сентября 2015 года № 1543 ул. <...> (от <...>) включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа – города Барнаула Алтайского края.
По делу установлено, что комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, являясь органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, ДД.ММ.ГГ допустил ненадлежащее содержание дорог местного значения, выразившееся в несвоевременном очищении покрытия проезжей части от снежных отложений, в результате которых образовалась снежно-ледяная колея, что привело к сужению проезжей части на ул. <...> в границах пр<...>.
Факт совершения Комитетом административного правонарушения установлен и подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ; актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от ДД.ММ.ГГ с приложенными к нему фотографиями; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГ; информацией комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула от ДД.ММ.ГГ, согласно которой Комитет является ответственным юридическим лицом, осуществляющим контроль за обеспечением соответствия состояния автомобильной дороги по ул. <...> при ее зимнем содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам; информацией МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Комитета состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 07 марта 2017 года № 26-ФЗ (вступил в силу с 18 марта 2017 года), предусматривающей более низкий размер административного штрафа для юридических лиц по сравнению с ранее действующей редакцией, с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей размер штрафа снижен до 100 000 руб.
Довод жалобы о том, что Комитет не является субъектом административного правонарушения, поскольку полномочия по содержанию автомобильных дорог городского округа – города Барнаула переданы МУБ «Автодорстрой» г. Барнаула, не принимается во внимание по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 5 ст. 19 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года № 789 (далее – Устав), к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 63 Устава предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения на территории города образуются и действуют иные органы местного самоуправления, наделенные собственными полномочиями в соответствующих сферах или на соответствующих территориях городского округа.
К иным органам местного самоуправления города Барнаула отнесены отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом в пределах, установленных настоящим Уставом, в частности, - комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
В соответствии с Положением о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 года № 284 (далее – Положение), основными целями и задачами Комитета являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1 Положения).
Одной из основных функций Комитета является организация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения (п. 3.39 Положения).
Постановлением администрации города Барнаула от 16 марта 2015 года № 348 в результате реорганизации муниципальных унитарных предприятий в форме слияния и преобразования создано муниципальное бюджетное учреждение «Автодорстрой» г. Барнаула. В соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.2.4 учредителем бюджетного учреждения выступает комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула; до 31 октября 2015 года Комитету необходимо установить муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (работ) для бюджетного учреждения в соответствии с его Уставом.
Согласно п. 1 раздела 1.4 Порядка содержания автомобильных дорог организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула. В силу п. 1 раздела 3.4 названного Порядка МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула осуществляет проведение работ по содержанию автомобильных дорог в рамках муниципального задания.
Приказом комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула от 15 июля 2015 года № 134 утвержден Стандарт качества выполнения работ по уборке автомобильных дорог общего пользования местного значения (далее – Стандарт).
Данный стандарт распространяется на выполнение работ МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула и устанавливает основные положения, определяющие качество работ в сфере дорожного хозяйства.
Работа заключается в уборке автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа – города Барнаула в соответствии с муниципальным заданием Учреждения (п. 2.1 Стандарта).
Согласно п. 2.12 Стандарта внешний контроль за деятельностью Учреждения осуществляет комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в части соблюдения стандарта качества выполнения Работ. Внешний контроль включает в себя периодический контроль и освидетельствование качества выполняемых работ, а также их промежуточную приемку.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм следует, что ответственным за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них является Комитет, на который возложена обязанность по своевременной организации работ по содержанию автомобильных дорог в пределах городского округа – города Барнаула в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.
МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула создано с целью выполнения необходимых работ в соответствии с муниципальным заданием, разрабатываемым Комитетом, и несет ответственность за качество выполняемых работ и их соответствие требованиям действующего законодательства.
В связи с данными обстоятельствами судьей суда первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Комитет является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие муниципального задания для МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула на 2017, плановый период 2018 и 2019 годов не свидетельствует о том, что Комитетом передано полномочие по содержанию вышеназванной автомобильной дороги с указанием объема работ, сроков и соответствующего финансирования. Кроме того, отсутствуют сведения об осуществлении Комитетом контроля при приемке произведенных работ.
Вопреки доводам жалобы, в решении судьи содержится вывод не только об органах государственной власти, ответственных за содержание автомобильных дорог, но и об иных лицах, на которых возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог. Как установлено выше, к таким лицам относится комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Указание в жалобе на необоснованное указание о непринятии Комитетом мер по ограничению или запрещению движения, несостоятельно, поскольку в вину Комитету вменяется только ненадлежащий контроль за эксплуатационным состоянием участка улично-дорожной сети г. Барнаула на ул. <...>.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 мая 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Алтайского краевого суда О.П. Котликова