Дело № 7-234(2)/2021
Судья Заболотникова О.А.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 22 июня 2021 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 от 21.01.2021 Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не соглашаясь с указанными постановлением, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области подало в суд жалобу о его отмене.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 27 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области просит указанное решение судьи отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что как только управлением градостроительства и архитектурой области были переданы жилые помещения специализированного жилищного фонда области, Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области 07.09.2020 представителю по доверенности ФИО2 ФИО3 было предложено заключить договор найма специализированного жилого помещения на имеющиеся в наличии жилые помещения расположенные в г. Моршанске, однако он отказался, и просил предоставить жилое помещение в г. Тамбове или в г. Мичуринске.
представителю по доверенности ФИО2 ФИО3 предложено заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в г. Тамбове, однако он отказался и просил предоставить жилое помещение в <...>.
комитетом по управлению имуществом области переданы с баланса управления градостроительства и архитектуры области в оперативное управление ТОГБУ СОН «Центр оказания социальных услуг для населения г. Мичуринска и Мичуринского района» 40 жилых помещений, расположенных по адресу: <...>.
С 21.01.2021 по 03.02.2021 сотрудниками ТОГБУ СОН «Центр оказания социальных услуг для населения г. Мичуринска и Мичуринского района» проводилась работа по исполнению решения суда о предоставлении ФИО2 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. ФИО2 от заключения договора найма специализированного жилого помещения не отказывалась и сообщила в ТОГБУ СОН «Центр оказания социальных услуг для населения г. Мичуринска и Мичуринского района», что планирует приехать в г. Мичуринск 05.02.2021.
Только 10.03.2021 со ФИО2 был заключен договор найма специализированного жилого помещения на жилое помещение по адресу: ***. Исполнительное производство было окончено в связи с его фактическим исполнением.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО4, поддержавшую жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
По смыслу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Как видно из материалов дела, 11.09.2020г. судебным приставом исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО5 возбуждено исполнительное производство № *** о возложении обязанности на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
28.09.2020 года вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 руб., Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 23.10.2020.
30.11.2020 года Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области получено требование о явке к судебному приставу – исполнителю 21.12.2020 года для проверки исполнения решения суда.
21.12.2020 в ходе совершения исполнительских действий судебным приставом-исполнителем было установлено, что решение суда не исполнено без уважительных причин, доказательств, свидетельствующих о принятии конкретных мер направленных на исполнение решения суда при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения судом обязанности, не представлено.
Вместе с тем, должностным лицом Службы судебных приставов и судьей районного суда не было учтено следующее.
С субъективной стороны административное правонарушение по ст. 17.15 КоАП РФ может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.
Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Материалами дела объективно подтверждено, что уже 07.09.2020 Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области представителю ФИО2 по доверенности ФИО3 было предложено заключить договор найма специализированного жилого помещения на имеющиеся в наличии жилые помещения расположенные в г. Моршанске. То есть в случае согласия исполнительное производство могло бы быть окончено в указанную дату. Поскольку в г. Морашанске взыскатель не захотел получать жилое помещение и отказался от предложенного, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области было вынуждено продолжить работу с данным взыскателем, так как в исполнительном документе не указано на территории какого населенного пункта должник обязан предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение. Представитель взыскателя, отказавшись от предложенноо благоустроенного жилого помещения в г. Моршанске, просил предоставить жилое помещение в г. Тамбове или в г. Мичуринске.
Ппредставителю ФИО2 по доверенности ФИО3 14.10.2020 было предложено заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в г. Тамбове. От данного предложения представитель взыскателя также отказался без указания конкретных причин, несмотря на то, что просил в том числе предоставить жилое помещение в г. Тамбове и просил предоставить жилое помещение в <...>.
Комитетом по управлению имуществом области с соблюдением соответствующей процедуры, требующей временных затрат, 17.01.2021 переданы с баланса управления градостроительства и архитектуры области в оперативное управление ТОГБУ СОН «Центр оказания социальных услуг для населения г. Мичуринска и Мичуринского района» 40 жилых помещений, расположенных по адресу: <...>.
С 21.01.2021 по 03.02.2021 сотрудниками ТОГБУ СОН «Центр оказания социальных услуг для населения г. Мичуринска и Мичуринского района» проводилась работа по исполнению решения суда о предоставлении ФИО2 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. ФИО2 от заключения договора найма специализированного жилого помещения не отказывалась, и сообщила в ТОГБУ СОН «Центр оказания социальных услуг для населения г. Мичуринска и Мичуринского района», что планирует приехать в г. Мичуринск 05.02.2021. По результатам проведенной Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области работы 10.03.2021 со ФИО2 был заключен договор найма специализированного жилого помещения на жилое помещение по адресу: г***
В изложенной ситуации Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставлялись жилые помещения ФИО2 неоднократно в разных населенных пунктах в соответствии с ее пожеланиями, с сентября 2020 года. Оснований для понуждения взыскателя к получению конкретного предлагаемого ей благоустроенного жилого помещения у Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не имеется.
В изложенной ситуации длительность исполнения требований исполнительного документа, которые исполнены, напрямую зависит от поведения самого взыскателя. Незаконного бездействия Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в исполнении решения суда, не усматриваю.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3 приведенной статьи).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Несмотря на формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо обязано установить не только формальные обстоятельства конкретного правонарушения, но и установить в том числе противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обязанность доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица, соблюдения процедуры составления процессуальных документов, иных требований КоАП РФ при оформлении дела об административном правонарушении, лежит на органе, должностном лице органа, привлекаемого конкретное лицо к административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела возникли сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в ходе судебных заседаний не устранены, в связи с невыполнением должностным лицом административного органа обязанности по доказыванию. Причины длительности исполнения исполнительного документа, не выяснялись, позиция самого взыскателя, не учитывалась, возможность влияния должника на принятие взыскателем решения о выборе конкретного предложенного жилого помещения, несмотря на существенное значение для дела указанных обстоятельствах, также осталась без внимания.
При таких обстоятельствах, вину лица, привлекаемого к административной ответственности, установленной признать нельзя.
Собранные доказательства не являются достаточными для обоснования вывода о наличии во вменяемом обществу деянии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и точном соблюдении предусмотренной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Необеспечение полноты и правильности сбора доказательств по делу, оценки совокупности имеющихся в деле доказательств, соблюдение процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должного лица и решение судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 27 апреля 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесенные в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении названного лица подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановлением заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 от 21.01.2021 и решение судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 27 апреля 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Судья Ю.А.Курохтин