ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-234/2022 от 24.05.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Дело № 7-234/2022

РЕШЕНИЕ

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Доброва В.С. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 21 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Вовода С.Ю. № 03/4-728/2021 от 06 декабря 2021 года юридическое лицо АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО указанное постановление оставлено без изменения.

С постановлением судьи не согласен защитник Общества Добров В.С., в жалобе, поданной в суд ЯНАО, указал, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Факт обнаружения нефтесодержащей жидкости на лесном участке не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то правонарушение.

АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», защитник, должностное лицо извещались о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии и от других процессов, ухудшающих состояние почв, выражающихся в виде бездействия, т.е. в не проведении установленных мероприятий агротехнического, лесомелиоративного, гидротехнического и иного характера, предназначенных для борьбы с опустыниванием земель, образованием оврагов (например, укрепление их склонов, лесопосадки, надлежащее использование технологии обработки сельскохозяйственных угодий, расчет норм нагрузки на них и т.п.).

При этом, часть 2 ст. 8.7 КоАП РФ обеспечивает неуклонность исполнения предписаний земельного законодательства об охране земель, содержащихся в ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ, иных федеральных законах, рациональное и эффективное использование земли.

Данное правонарушение совершается в форме бездействия и является длящимся, считается оконченным в момент установления факта невыполнения возложенной законом обязанности.

В силу статьи 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 вышеуказанного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно статье 42 названного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на телефон оперативного дежурного поступило сообщение от дежурного ОАУ «Леса Ямала» о том, что при обследовании лесных участков в ходе патрулирования Ноябрьским лесничеством был обнаружен розлив нефтепродуктов на территории земельного участка Пуровского района, земли лесного фонда Ноябрьского лесничества, Карамовское месторождение, принадлежащее АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», по предварительным данным площадь разлива составила 15 000 м2 (т.2л.д. 8 адм. дела).

15 мая 2021 года в адрес Управления от Общества поступила информация по форме оперативного сообщения, согласно которой ответственными лицами Общества 14 мая 2021 года обнаружен розлив нефтесодержащей жидкости на территории Карамовского месторождения в точке с географическими координатами 74°23"46.027632 в.д. 63°17"13.621344 с.ш. (т.2 л.д. 56-68 адм. дела).

14 мая 2021 года сотрудником Управления осуществлен выезд на территорию Карамовского месторождения с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ЯНАО, подтвержден факт разлива нефтепродуктов. Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» составлена объединенная проба почвы, загрязненной нефтепродуктами, путем отбора проб в разных точках загрязненного участка с горизонтов 0-5 и 5-20 и объединенная фоновая проба почвы в результате отбора проб с горизонтов 0-5 и 5-20 (т. 2 л.д. 82-93, 119-125, 159-168 адм. дела).

В соответствии с протоколами испытаний № 110/21-П, 111/21 -П 108/21-П, 109/21-П от 2 июня 2021 года испытательной лаборатории филиала: ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области установлено превышение концентрации нефтепродуктов в пробах с загрязненного земельного участка, соотношение фактического содержания загрязняющих веществ (нефтепродуктов) в почве к нормативу качества окружающей среды составило: на глубине 0-5 в 240 раз; на глубине 5-20 в 57,692 раза (т. 2 л.д. 174-177 адм. дела).

Привлеченным к проведению осмотра территории геодезистом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» произведены замеры площади, загрязненной нефтепродуктами. В соответствии с представленной справкой филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» об определении площади земельного участка на территории Карамовского месторождения «НС трубопровод т.вр.к.50- т.вр.к.23», площадь загрязненного земельного участка составляет 0,65 га или 6500 м2(т. 2 л.д. 167-173 адм.дела).

Из сообщения АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» от 17 мая 2021 года № 13/2/00605 следует, что 12 мая 2021 года сотрудниками АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» выполнялся ремонт нефтесборного трубопровода т.вр.к.50-т.вр.к.23 Карамовского месторождения (0 219x8 мм, L-2636 м, 2015 г.в.). После завершения работ вскрытый грунт (траншея) оставлена без обратной засыпки, после чего указанная траншея наполнилась нефтепродуктами. В ночь с 13 мая 2021 года на 14 мая 2021 года в указанном районе выпало значительное количество атмосферных осадков, в результате чего произошел разлив нефтепродуктов на земельный участок в точке с географическими координатами74°28"46.027632 в.д., 63°17"13.621344 с.ш. (т.2 л.д. 182-184 адм. дела).

В соответствии с договором аренды лесного участка № 187/Л- 16/337/Л- 10 от 1 августа 2016 года Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа передан в аренду АО «Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз» земельный участок, в том числе лесной участок Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества в квартале № 1347 выделе № 21 сроком на 49 лет (т.1 л.д. 136-143 адм. дела).

Указанные обстоятельства выявлены 14 мая 2021 года в результате обследования лесных участков при патрулировании должностными лицами Ноябрьского лесничества.

Непосредственное обнаружение по результатам проверки должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судьей установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили выводы о неисполнении собственником земельного участка своих обязанностей по недопущению загрязнения земель и неосуществлении мероприятий по охране земель.

Является общеизвестным фактом, не требующим доказательства, что нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнении, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой. Последствием разлива нефти на участке лесного фонда является причинение экологического вреда (негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов), поскольку в условиях лесного биогеоценоза каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство.

Меры для соблюдения требований Земельного кодекса РФ о недопущении загрязнения земель и почвы на территории земельного участка, приведения загрязненного участка в надлежащее состояние, к недопущению причинения вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту собственником земельного участка не приняты.

При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения являются необоснованными, поскольку Обществом указанные выше требования соблюдены не были.

Доводы жалобы о повторном привлечении к административной ответственности надлежаще отклонены судьей, т.к. совершение одного действия, образующего составы нескольких правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, не свидетельствуют о повторном привлечении к ответственности, при том, что ранее Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, то есть по иному составу административного правонарушения.

Доводы о неправильной квалификации вызваны ошибочным толкованием норм материального права. Деяние общества правомерно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку им допущено невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель. Для квалификации действий Общества по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, доказательств ухудшения качественного состояния земель, как последствий действий юридического лица, не требуется, состав является формальным.

Административное наказание назначено АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.

Оснований для отмены постановления и решения судьи не имеется. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных административным законом, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ), при вынесении постановления и решения не допущено.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2022 года в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья (подпись) Н.В. Мочалова