ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-235/20 от 16.09.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 7-235/2020 судья Сельхова О.Е.

УИД 69RS0040-02-2020-002598-17

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тверь 16 сентября 2020 года

Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А. на постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 25 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Твери от 25 июня 2020 года индивидуальный предприниматель Исаева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, индивидуальный предприниматель Исаева Е.А. просит постановление судьи районного суда отменить. Указывает следующее: факт розничной продажи товаров материалами дела не подтвержден. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в помещении магазина проводилась инвентаризация товара, так как цветы являются товаром, имеющим ограниченный срок годности, кроме того, осуществлялось освобождение товаров от информации о стоимости их продажи, дезинфекция помещения и другие работы. Ссылаясь на ст. 493 ГК РФ, указывает, что договор розничной купли продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чеков, или аналогичного документа, подтверждающего оплату товара. Также указывает, что нарушение административного законодательства индивидуальным предпринимателем Исаевой Е.А., являющейся субъектом малого и среднего бизнеса, было совершено впервые, при этом отсутствовал умысел на создание условий, выражающихся в угрозе причинения вреда жизни и здоровью других граждан, и были предприняты все необходимые санитарные меры, в связи с чем реальная угроза жизни и здоровью людей отсутствовала. Считает, что также имеются основания для признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ административного правонарушения малозначительным и освобождения её от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав Исаеву Е.А., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьёй 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ определено, что Правительство РФ в частности: издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно подпунктам «в», «г» пункта 4 Правил при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из подпунктов «а», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами «у» и «ф» пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3 указа Президента РФ от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации с 04 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки. Ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться в различные периоды времени в пределах общего срока, установленного пунктом 1 настоящего Указа.

В силу п.п. «в» п. 4 указа Президента РФ от 02 апреля 2020 года № 239, настоящий Указ не распространяется на организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости.

Распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 № 762-р утвержден рекомендуемый Перечень непродовольственных товаров первой необходимости.

Пунктом 2 распоряжения Правительства РФ от 27 марта 2020 № 762-р определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе дополнить перечень в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации.

В целях профилактики и предотвращения распространения на территории Тверской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона Тверской области от 30 июля 1998 года № 26-ОЗ-2 «О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Губернатором Тверской области принято постановление от 17 марта 2020 года № 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области».

В силу п. 1 постановления Губернатора Тверской области от 17 марта 2020 года № 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» (в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения) с 17 марта 2020 года на территории Тверской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установив региональный уровень реагирования.

Границы территории, на которой могут возникнуть чрезвычайные ситуации, определены в пределах границ Тверской области.

Согласно подпункту 10 пункта 7 постановления Губернатора Тверской области от 17 марта 2020 года № 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» (в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения) с 28 марта по 30 апреля 2020 года приостановлена работа объектов розничной торговли, за исключением, аптек и аптечных пунктов; специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи; специализированных объектов розничной торговли, реализующих зоотовары (включая корма для животных и ветеринарные препараты); объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении к настоящему Постановлению; объектов розничной торговли, в которых реализация автомобилей, автомобильных запчастей, моторных масел, шин осуществляется организациями по продаже, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств на основании договоров с их изготовителями или импортерами; объектов розничной торговли, осуществляющих реализацию запасных частей к сельскохозяйственной и иной специализированной техники; специализированных объектов розничной торговли, осуществляющих реализацию строительных и отделочных материалов и инструментов, садово-огородных предметов и инвентаря, санитарно-технических изделий; продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в помещении магазина «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> индивидуальный предприниматель Исаева Е.А. осуществляла розничную продажу непродовольственных товаров, не включенных в перечень непродовольственных товаров первой необходимости (открытки, упаковка для подарков, цветы живые), тем самым не выполнила требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, нарушив п.п. 1, 10 п. 7 постановления Губернатора Тверской области от 17 марта 2020 года № 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Тверской области от 25 марта 2020 года № 21-пг, от 27 марта 2020 года № 22-пг, от 04 апреля 2020 года № 28-пг), постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-2019».

Продаваемые товары, не входящие в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, находились на витринах торгового зала магазина, были предложены к продаже с прикрепленными ценниками, обслуживание покупателей осуществлялось непосредственно в торговом зале продавцом. Какие-либо ограничения для покупателей в возможности свободного перемещения по торговому залу, выбора и наглядного изучения ассортимента предложенного к продаже товара, приобретения товара через кассу магазина, отсутствовали. Информация о закрытии торгового объекта, либо осуществлении продажи товаров дистанционным способом, на входной группе магазина, в торговом зале, отсутствовали.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления инспектором отдела организации применения административного законодательства УМВД России по Тверской области ФИО3 в отношении индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А. протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Судья районного суда, рассматривая дело об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и вина индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А. в совершении вмененного правонарушения установлены и подтверждаются материалами дела.

Не согласиться с указанным выводом судьи районного суда оснований не имеется.

Факт совершения индивидуальным предпринимателем Исаевой Е.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемой видеозаписью (<данные изъяты>); объяснениями Исаевой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); фотоизображением помещения магазина (<данные изъяты>); выпиской из ЕГРИП в отношении индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А. (<данные изъяты>); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); и иными материалами дела, которым судьёй районного суда дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, выводы судьи районного суда о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и о доказанности её вины в совершении вменённого административного правонарушения являются правильными.

Доводы жалобы о проведении инвентаризации товара, осуществлении освобождения товаров от информации о стоимости их продажи, дезинфекции помещения и других работ являются несостоятельными, так как опровергаются совокупностью имеющихся в деле доказательств.

Вопреки доводам жалобы, отсутствие в материалах дела сведений о заключении договора розничной купли продажи между продавцом и покупателем товара, не свидетельствует о том, что не осуществлялась работа объекта розничной торговли.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств и имеющихся доказательств, не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу судебного постановления, и не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения КоАП РФ или предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении.

Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным, оснований для освобождения индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Совершенное индивидуальным предпринимателем Исаевой Е.А. административное правонарушение посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Следует отметить, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в игнорировании выполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Порядок и срок давности привлечения индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание индивидуальному предпринимателю Исаевой Е.А. назначено в минимальном пределе санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, соответствует содеянному и целям административного наказания.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления судьи районного суда, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Центрального районного суда г. Твери от 25 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А. оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Исаевой Е.А. – без удовлетворения.

Судья Е.А. Каширская