ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-235/2018/21-148/2018 от 08.02.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Степанов А.В.

дело № 7-235/2018 / 21-148/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 08 февраля 2018 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Арефина Михаила Ивановича на решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Усть-Кишерть) от 16.01.2018, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 29.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л а:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 29.11.2017 №07-03-10/282-Д главный инженер Кишертского муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (Кишертское МУП «Водоканал») Арефин М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Решением судьи Кунгурского городского суда (ПСП в с.Усть-Кишерть) от 16.01.2018, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Арефина М.И., вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Арефин М.И. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, указывая на то, что Кишертским МУП «Водоканал» ведется работа по получению разрешительных документов; необоснованно не приняты во внимание определение Кунгурского городского суда Пермского края (ПСП в с. Усть-Кишерть) от 29.04.2016 о предоставлении отсрочки исполнения решения от 31.03.2015 (о возложении обязанности оформить право пользования поверхностным водным объектом – р. Сылва для целей сброса сточных вод путем получения решения о предоставлении водного объекта в пользование до 01.04.2016) до 01.04.2017, определение этого же суда о предоставлении отсрочки до 01.12.2018. Кишертское МУП «Водоканал» не может оформить право пользования поверхностным водным объектом, поскольку произведен неполный перечень лабораторных исследований в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не произведено согласование с органом Роспотребнадзора. Арефин М.И. как должностное лицо, ответственное за соблюдение природоохранного законодательства, не имел возможности в полной мере соблюсти требования законодательства в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании в краевом суде Арефин М.И., его защитник по устному ходатайству Мехряков В.С. на удовлетворении жалобы настаивали.

Изучив доводы жалобы, заслушав Арефина М.И., Мехрякова В.М., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю по доверенности Потемкину Ю.Н., полагавшую привлечение Арефина М.И. к административной ответственности обоснованным, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

Частью 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Пункт 2 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации обязывает физических лиц, юридических лиц при использовании водных объектов физические лица, юридические лица осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются, согласно п.4 ст.23 названного Закона, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в период с 03.07.2017 по 28.07.2017 на основании приказа начальника Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 09.06.2017 №СЭД-36-01-05-174 плановой выездной, документарной проверки выявлено, что Кишертское МУП «Водоканал» осуществляет пользование частью реки Сылва в районе ул. Школьная с. Посад для сброса сточных вод, при этом допускает сброс недостаточно очищенных сточных вод очистных сооружений в водный объект р. Сылва в отсутствие специального разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, утвержденного в установленном порядке проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и полученного в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, что послужило для привлечения Арефина М.И. к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Выявленное нарушение подтверждается актом проверки №121 от 28.07.2017, протоколом об административном правонарушении, договорами аренды муниципального имущества, и другими материалами дела, фактически не оспаривается заявителем жалобы.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом от 03.12.2012 Арефин М.И. с указанной даты принят на работу в Кишертское МУП «Водоканал» в качестве инженера ВКХ, на момент выявления нарушения занимал должность главного инженера Кишерского МУП «Водоканал», отнесенную к категории руководителей согласно должностной инструкции. В обязанности главного инженера входило осуществление контроля за соблюдением природоохранных требований; предусмотрено право участия в подготовке документов, связанных производственной деятельностью предприятия, издание распоряжений по предприятию по вопросам производственной деятельности, вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию. Также с 01.01.2017 приказом по предприятию Арефин М.И. назначен ответственным за соблюдение природоохранного законодательства.

Поскольку предприятие не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства о необходимости получения разрешения на сброс сточных вод в водные объекты, действия данного юридического лица были верно квалифицированы по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалами дела не подтверждается, что Арефин М.И. как ответственное должностное лицо Кишерсткое МУП «Водоканал» принял своевременные достаточные и исчерпывающие меры к недопущению нарушения действующего законодательства, предупреждению совершения правонарушения.

При действительном пользовании водным объектом, при наличии факта сброса сточных вод Кишерское МУП «Водоканал» в р. Сылва с несоблюдением условий, установленных действующим законодательством, очевидна недостаточность и несвоевременности принимаемых мер, а наличие судебных актов в рамках гражданского дела относительно оформления права пользования поверхностным водным объектом – р. Сылва для целей сброса сточных вод путем получения решения о предоставлении водного объекта в пользование на квалификацию деяния по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ не влияет.

Административное наказание назначено Арефину М.И. в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.14 КоАП РФ для должностных лиц, и в пределах установленного для данной категории годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену данных актов не установлены.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края (ПСП в с.Усть-Кишерть) от 16.01.2018, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 29.11.2017 оставить без изменения, жалобу Арефина Михаила Ивановича - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись