Судья: Дайнеко А.М. Дело № 7-236/2021
РЕШЕНИЕ
г. Томск 09 июля 2021 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе главы Молчановского сельского поселения ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды Е.. № АП-64 от 05.02.2021 и решение судьи Молчановского районного суда Томской области от 10.06.2021, вынесенные в отношении главы Молчановского сельского поселения ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды Е. № АП-64 от 05.02.2021 глава Молчановского сельского поселения ФИО1 привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Молчановского районного суда Томской области от 10.06.2021 указанное постановление изменено, из резолютивной части постановления исключено указание на водопользование без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Томский областной суд, глава Молчановского сельского поселения ФИО1 просит отменить постановление по делу и решение судьи районного суда, а производство по делу прекратить за отсутствием состава.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу не описан надлежащим образом состав вмененного ему правонарушения. В деле нет доказательств, что Молчановское сельское поселение является собственником подземных водных объектов либо администрация Молчановского сельского поселения является водопользователем.
Заявитель обращает внимание на то, что ему вменено нарушение порядка осуществления мероприятий по охране водных объектов, административная ответственность за нарушение, которого предусмотрена ст. 8.13 КоАП РФ, а не ст. 8.14 этого Кодекса.
По мнению заявителя, судьей неверно применены правовые нормы, установленные ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), так как указанные нормы регулируют вопросы пользования поверхностными водными объектами или их частями, тогда как в постановлении вменено нарушение правил охраны подземных водных объектов. Судьей не применена ч. 3 ст. 9 ВК РФ, согласно которой физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Правильно сославшись на п. 8 ст. 1 ВК РФ, в котором дано понятие водопользователь, судья не учел положения ч. 3 ст. 9 ВК РФ и положения Закона РФ от 21.02.1992 «О недрах», а именно п. 6 ст. 10.1. Заявитель обращает внимание на то, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации не выносил решение о предоставлении администрации Молчановского сельского поселения права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод.
Учитывая, что Молчановское сельское поселение не использует подземные водные объекты, не является их собственником, не осуществляет деятельность по добыче подземных вод, не является водопользователем, то, по мнению заявителя, администрация Молчановское сельское поселение не обязана осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране подземных водных объектов, находящихся в государственной собственности.
Заявитель полагает, что пункт 2.3 Договора аренды муниципального имущества № 01/20 от 21.08.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2020), устанавливающий ответственность Молчановского сельского поселения за водопользование при заборе воды, в том числе за установку на скважинах водоизмерительных приборов, реализации мероприятий по учету добычи подземных вод, измерению уровня подземных вод, а также охране подземных водных объектов противоречит п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ. Статьей 55 ВК РФ, Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 установлены императивные нормы, следовательно, по мнению заявителя, установление соглашением сторон условий договора, отличных от предусмотренных этими нормами правил, запрещено.
Прокурор Ульянов А.Ю. в судебном заседании отводов и самоотвода не заявил, возразил против доводов жалобы, просил жалобу оставить без удовлетворения, указав при этом, что необходимо внести изменения в вынесенные по делу акты относительно места совершения правонарушения, указав в качестве такового место исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей.
Глава Молчановского сельского поселения ФИО1, защитник Туманов А.Ю., старший государственный инспектор Томской области в области охраны окружающей среды Е. в суд не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. В связи с чем, судья определил рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Согласно ст. 1 ВК РФ водные ресурсы - это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы (п. 3 ст. 1); водный объект - это природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1), то есть изменение во времени уровней, расхода и объёма воды в водном объекте (п. 5 ст. 1); водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (п. 8 ст. 1); использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (п. 14 ст. 1).
Частью 1 статьи 9 ВК РФ предусмотрено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ст. 37 ВК РФ водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.
Согласно ст. 38 ВК РФ, по способу использования водных объектов водопользование подразделяется: на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты (пп. 1 п. 3); водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты (пп. 2 п. 3); водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (пп. 3 п. 3).
В соответствии со ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов, кроме прочего, обязаны: вести в установленном порядке учёт объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учёта и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п. 5 ч. 2); выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности (п. 6 ч. 2).
Кроме того, нормативными правовыми актами определяются объёмы забираемых и сбрасываемых вод, сроки и другие условия, публичные и частные водные сервитуты, а решениями органов местного самоуправления - условия общего водопользования и т.п. Несоблюдение этих условий при заборе (изъятии) воды из водных объектов и при сбросе сточных вод нарушает правила водопользования.
Согласно ч. 2 ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Подпунктом «д» пункта 2 Правилами охраны подземных водных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94, предусмотрено, что охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя, в том числе путем определение объемов добычи (извлечения) подземных вод из подземных водных объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых.
Указанными Правилами установлено, что с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учёта объёма добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод (п. 8). Запрещается добыча подземных вод устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счётчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные (п. 15).
Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903, вступившим в силу 01.01.2021, утверждён Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (далее - Порядок).
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании решения от 18.01.2021 № 29/1-2021 проведена прокурорская проверка администрации Молчановского района сельского поселения с 18.01.2021 по 16.02.2021, по результатам которой составлен акт проверки от 22.01.2021. С выявленными проверкой нарушениями эксплуатации 20 скважин и водонапорных башен, используемых с целью добычи подземных вод для населения, в том числе, в виде отсутствия водоизмерительных приборов, присутствующий в ходе проверки Глава Молчановского сельского поселения ФИО1 согласился, пояснив, что нарушения допущены по его вине в связи с непринятием с его стороны необходимых мер по выполнению требований действующего законодательства. ФИО1 взял на себя обязательство в ближайшее время принять меры по устранению отмеченных нарушений (л.д. 36, 35-45).
Из письменных объяснений глава Молчановского сельского поселения ФИО1 от 25.01.2021 следует, что с выявленными в ходе прокурорской проверки фактами, отражёнными в акте проверки от 22.01.2021 он согласился, пояснив, что нарушения допущены по его вине в связи с непринятием с его стороны необходимых мер по выполнению требований действующего законодательства, в ближайшее время им будут приняты меры по их устранению (л.д. 57-63).
Постановлением заместителя прокурора Молчановского района Томской области от 25.01.2021 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении Главы Молчановского сельского поселения ФИО1, материалы направлены для рассмотрения в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (л.д. 24-29).
Старшим государственным инспектором Томской области в области охраны окружающей среды Е. 05.02.2021 вынесено обжалуемое постановление № АП-64.
На основании договора аренды муниципального имущества № 01/20 от 21.08.2020, с последующим дополнительным соглашением от 01.09.2020, заключенным между администрацией Молчановского сельского поселения (Арендодатель) и ООО «Тепловая компания «Стандарт» (Арендатор), водозаборные скважины и водонапорные башни, расположенные в с. Молчаново, д. Алексеевка, с. Соколовка, д. Гришино, д. Майково переданы в эксплуатацию ООО «Тепловая компания «Стандарт» (акт приёма-передачи (приложение № 2 к договору). В пункте 2.3 указанного договора предусмотрено, что Арендодатель - муниципальное образование Молчановское сельское поселение, в лице Главы сельского поселения ФИО1 несёт ответственность за водопользование при заборе воды, в том числе за установку на скважинах водоизмерительных приборов, реализации мероприятий по учёту добычи подземных вод, измерению уровней подземных вод, а также охране подземных водных объектов (л.д. 84-85).
Правообладателем (собственником) указанных в обжалуемом постановлении двадцати скважин является Молчановское сельское поселение, что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества Молчановского сельского поселения (л.д. 52-54) и ответом Администрации Молчановского района № 05-09-162/21 от 26.01.2021 (л.д. 66-68).
Как следует из ответа № 104 от 21.01.2021, подписанного главой Молчановского сельского поселения ФИО1, администрации Молчановского сельского поселения на обращение прокурора от 18.01.2021, на территории Молчановского сельского поселения используются 20 водозаборных скважин, правообладателем которых является муниципальное образование Молчановское сельское поселение, скважины используются для добычи подземных вод для нужд населения и не оборудованы приборами учёта (л.д. 46-50).
В своих ответах № 104 от 21.01.2021 и № 3255 от 25.12.2020, адресованных заместителю прокурора Молчановского района глава Молчановского сельского поселения ФИО1 сообщает, что в собственности Молчановского сельского поселения имеются двадцать скважин, которые используются для добычи подземных вод для нужд населения и не оборудованы приборами учёта (л.д. 46-50, 55).
Таким образом, Молчановское сельское поселение, являясь правообладателем (собственником) двадцати скважин, расположенных в пределах поселения в с. Молчаново, д. Алексеевка, с. Соколовка, д. Гришино, д. Майково, которые используются для добычи подземных вод для нужд населения, в нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 55 ВК РФ и п. 2, 8, 15 Правил охраны подземных водных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94, не установило на указанных скважинах водоизмерительные приборы, а ФИО1 как глава поселения не организовал мероприятия по учету объема добычи подземных вод, измерению уровня подземных вод, а также охране подземных водных объектов.
Указанное длящееся правонарушение было выявлено (совершено) 25.01.2021 по результатам прокурорской проверки. Местом совершение правонарушения является место исполнения главой Молчановское сельское поселение ФИО1 своих должностных обязанностей по ул. Дмитрова, 51 в с. Молчаново Томской области.
В связи с чем, указание в постановлении по делу и судебном решении на место совершения правонарушения по месту нахождения скважин является ошибочным. Суд второй инстанции считает, возможным и необходимым внести изменения в постановление должностного лица и в решение судьи районного суда в части указания места совершения правонарушения, учитывая, что данное изменение не влечет изменения территориальной подведомственности дела.
Виновность главы Молчановского сельского поселения ФИО1 в совершении правонарушения подтверждается имеющейся в деле совокупностью доказательств, которым должностным лицом и судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы постановление по делу и судебное решение соответствуют требованиям, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Довод заявителя со ссылкой на положения ч. 3 ст.9 ВК РФ и п. 6 ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), о том, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации не выносил решение о предоставлении администрации Молчановского сельского поселения права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод судом не принимается, так какое решение (лицензия) выдается для возникновения права пользования подземными водными объектами эксплуатирующей организации, а не органу местного самоуправления в собственности которого находятся подземные водные объекты.
Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
В соответствии со ст. 6 Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В связи с этим, суд находит несостоятельными доводы защитника о том, что ответственность за ненадлежащую организацию водопользования должна быть возложена на арендатора - ООО «Тепловая компания «Стандарт».
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34, части 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, Глава муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 37 указанного федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит Глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является Глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность Г лавы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Согласно ст. 30 Устава муниципального образования Молчановское сельское поселение Молчановского района Томской области, утверждённого решением Совета Молчановского сельского поселения от « 27 » марта 2015 № 96 в редакции решения № 146 от 28.12.2020 Администрацией поселения руководит Глава поселения на принципах единоначалия. Глава поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, возглавляет Администрацию Молчановского сельского поселения (статья 27 Устава).
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Устава, Администрация Молчановского сельского поселения осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, установленных статьёй 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Томской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области, а также осуществляет: полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Поскольку глава муниципального образования в силу вышеприведённых положений федерального и регионального законодательства обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, именно он несёт ответственность за действия и бездействие местной администрации, а также за свои действия, которые не привели к исполнению возложенных на него законодательством обязанностей по решению вопросов местного значения, к которым относится обеспечение населения муниципального образования водой.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственником водозаборных скважин является муниципальное образование Молчановское сельское поселение, которое в силу закона и договора аренды муниципального имущества № 01/20 от 21.08.2020 с дополнительным соглашением от 01.09.2020 к нему несёт ответственность за организацию учёта водопользования.
Вопреки доводам жалобы указанные положения договора аренды муниципального имущества действующему законодательству не противоречат.
Следовательно, обязанность по выполнению требований законодательства в вопросах водопользования отнесена к Администрации сельского поселения, руководителем которой на основании распоряжения Главы Молчановского сельского поселения № 64-л от 02.12.2020 и решения Совета Молчановского сельского поселения (четвёртого созыва) № 143 от 23.11.2020 является ФИО2 (л.д. 64-65).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Факт бездействия главы Молчановского сельского поселения Гензе A.Л, выраженного в несоблюдении установленного порядка учёта забираемых вод, нашёл своё подтверждение в ходе производства по делу. ФИО2, обладая соответствующими полномочиями, зная о возложенной законом обязанности по установке водоизмерительных приборов и по организации учёта забираемых вод, имел реальную возможность их организовать и выполнить, однако, должных мер к тому не принял.
Таким образом, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о совершении главой Молчановского сельского поселения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.14 Кодекса.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды Е. № АП-64 от 05.02.2021, с учетом изменений, внесенных решением судьи Молчановского районного суда Томской области от 10.06.2021, а также решение судьи Молчановского районного суда Томской области от 10.06.2021, вынесенные в отношении главы Молчановского сельского поселения ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, изменить, а именно в описательно-мотивировочной части постановления в качестве места совершения правонарушения указать ул. Дмитрова, 51 в с. Молчаново Молчановского района Томской области.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды Е. № АП-64 от 05.02.2021 и решение судьи Молчановского районного суда Томской области от 10.06.2021 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.В. Еремеев