ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-236/2022 от 10.06.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Шачнева А.А. Дело № 7-236/2022

РЕШЕНИЕ

10 июня 2022 года г. Томск

судья Томского областного суда Клименко А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Главы Колпашевского городского поселения ФИО1 на постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области от 11 марта 2022 года и решение судьи Колпашевского городского суда Томской области от 11 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Колпашевского городского поселения,

установил:

постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области А. от 11.03.2022 Администрация Колпашевского городского поселения признана виновной и привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Колпашевского городского суда Томской области от 11.05.2022 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Главы Колпашевского городского поселения ФИО1 без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, Глава Колпашевского городского поселения ФИО1 обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что оснований для привлечения Администрации Колпашевского городского поселения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение требования исполнительного документа в срок до 17.09.2021 не имелось.

Жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах не явки не сообщивших, ходатайств об отложении заседания не заявивших.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к нижеследующему.

Согласно положениям ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течении суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, Администрация Колпашевского городского поселения 17.09.2021 в 00 часов 00 минут, находясь по адресу: <...>, являясь должником по исполнительному производству /__/ в срок, установленный в постановлении от 06.08.2021 о назначении нового срока исполнения требований, указанных в исполнительном документе, а именно - до 17.09.2021, после наложения административного штрафа, не исполнило требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, выданном Колпашевским городским судом Томской области по делу № 2-980/2020 (вступившем в законную силу 02.02.2021).

Оценив фактические обстоятельства дела, представленные доказательства в их совокупности, судья городского суда, как и должностное лицо при вынесении названного постановления, пришел к выводу о виновности Администрации Колпашевского городского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, с таким выводом должностного лица и судьи суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 17.02.2021 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области (далее МОСП по ВИА УФССП России по Томской области) К. на основании исполнительного листа серии /__/ от 02.02.2021, выданного Колпашевским городским судом Томской области, возбуждено исполнительное производство /__/ в отношении Администрации Колпашевского городского поселения. Предмет исполнения: обязать Администрацию Колпашевского городского поселения Томской области предоставить М. на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Томской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления и пригодное для постоянного проживания. Должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления. Также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительный сбор.

В срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должник требования исполнительного документа не исполнил, в связи с чем, 30.03.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей (Октябрьским районным судом г. Томска вынесено решение об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора).

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ВИП УФССП России по Томской области А. от 17.09.2021 (в оспариваемых постановлении должностного лица и судебном акте в качестве данной даты ошибочно указана дата 17.08.2021, что является явной опиской, подлежащей устранению в порядке, предусмотренном ст. 29.12.1 Кодекса) Администрация Колпашевского городского поселения, в связи с неисполнением содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в установленный судебным приставом исполнителем срок признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области К. от 06.08.2021 должнику Администрации Колпашевского городского поселения установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 17.09.2021.

11.02.2022 судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа к вновь назначенному сроку, составлен протокол № 364 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которому уполномоченным должностным лицом 11.03.2022 вынесено оспариваемое постановление.

Как следует из материалов дела, на момент установления приставом-исполнителем нового срока исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, постановление от 17.09.2021 о наложении штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не вступило в законную силу.

Так, постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ВИП УФССП России по Томской области А. от 17.09.2021, которым Администрация Колпашевского городского поселения привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступило в законную силу 09.11.2021.

Вместе с тем, новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен судебным приставом-исполнителем постановлением от 06.08.2021, то есть до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении от 17.09.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Администрации Колпашевского городского поселения.

Таким образом, оснований для привлечения Администрации Колпашевского городского поселения к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ постановлением от 11.03.2022 за неисполнение требований пристава в срок, вновь установленный судебным после наложения административного штрафа не имелось, так как объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа (т.е. после вступления в силу предыдущего постановления).

Неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный до наложения административного штрафа, не охватывается диспозицией ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанная позиция в полной мере согласуется с практикой Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2022 № 16-2597/2022, постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2022 № 16-2259/2022).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости отмены состоявшихся по делу актов и прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях Администрация Колпашевского городского поселения состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

жалобу Главы Колпашевского городского поселения ФИО1 удовлетворить, постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области от 11 марта 2022 года и решение судьи Колпашевского городского суда Томской области от 11 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Колпашевского городского поселения, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Томского областного суда А.А.Клименко