ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-238(2) от 27.04.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №7-238 (2)

Судья: Сысоев Д.В.

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2016 года г. Тамбов

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу представителя ООО «Никольское» Будыша А.В. на решение судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 10 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы поветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям Неверова А.И. №2/16-ЗН от 13.01.2016 года ООО «Никольское» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ***

В вину Обществу вменялось то, что нарушение требований ст.ст. 12, 13, 42 Земельного Кодекса РФ, ст.8 ФЗ от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» ООО «Никольское» допустило зарастание сорной растительностью принадлежащего ему на праве собственности земельного участка категории – земли сельхозназначения, расположенного восточнее с.Новосеславино Первомайского района Тамбовской области с кадастровым номером ***

Не согласившись с постановлением, ООО «Никольское» обратилось в суд с жалобой, в которой ставило вопрос о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 10 марта 2016 года обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, адресованной Тамбовский областной суд, представитель ООО «Никольское» Будыш А.В. считает данное решение незаконным, подлежащим отмене по основаниям, изложенным в жалобе, поданной в районный суд. Указывает, что вмененное Обществу правонарушение выразилось в том, что на части земельного участка произошло зарастание сорной травянистой растительностью которая, по мнению Административного органа, способна выделять корнями в процессе вегетации токсичные продукты жизнедеятельности, изменяющие физико-химическую и биологическую среду почвы, что в свою очередь ухудшает способность почвы к производству сельскохозяйственных культур, так как при посеве культурные растения угнетаются под воздействием выделяемых веществ.

Вместе с тем, в материалах административного дела отсутствует определение о назначении экспертизы, как и экспертное заключение о токсичности сорной травянистой растительности, что свидетельствует о несостоятельности данных выводов.

Согласно определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.11.2015 года должностным лицом должны были быть проведены действия по отбору проб почвы, которое осуществлены не были.

Так же, автор жалобы указывает, что Административный орган проводил проверку распространения сорняков на земельном участке в декабре месяце, что повлекло трудности в квалификации события правонарушения. Кроме того, указывает на то, что при возбуждении дела об административном правонарушении привлекаемому лицу не были разъяснены права и обязанности, что является существенным процессуальным нарушением.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Из материалов дела следует, что земельный участок, площадью 3268,6 га с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Тамбовская область, Первомайский район, восточнее с.Новосеславино, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, принадлежит на праве собственности ООО «Никольское», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2007 года.

Определением государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 20 ноября 2015 года на основании письма главы администрации Первомайского района Тамбовской области возбуждено дело об административной ответственности в отношении ООО «Никольское». В процессе административного расследования по данному делу должностным лицом был проведен осмотр вышеназванного земельного участка, в ходе которого установлено, что Обществом, в нарушение требований статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, статей 1, 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» не выполняются установленные требования и мероприятия по улучшению, защите земель, в результате чего произошло зарастание части указанного участка площадью 559,5 га сорной травянистой.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 16 декабря 2015 г. в отношении ООО «Никольское» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и привлечения его 13 января 2016 г. к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Отказывая в удовлетворении жалобы ООО «Никольское» об отмене постановления административного органа, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности вины названого юридического лица в совершении административного правонарушения и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.

Оснований не согласиться с данными выводами судьи районного суда не усматриваю. Факт совершения ООО «Никольское» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановлений в части назначенного ООО «Никольское» наказания.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание имеющийся в материалах дела отчет о финансовом положении ООО «Никольское», полагаю, что назначенное данной организации административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям Неверова А.И. №2/16-ЗН от 13 января 2016 года и решение судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 10 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, вынесенные в отношении ООО «Никольское», подлежат изменению со снижением размера назначенного наказания в виде административного штрафа до *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям Неверова А.И. от 13 января 2016 года и решение судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 10 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Никольское» изменить в части размера штрафа, назначенное ООО «Никольское» наказание в виде административного штрафа *** рублей снизить до *** рублей.

В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения.

Судья Ю.А.Курохтин