Судья Дайнеко А.М. Дело № 7-238/2021
РЕШЕНИЕ
09 июля 2021 года г. Томск
Судья Томского областного суда Клименко А.А., рассмотрев жалобу главы Наргинского сельского поселения Молчановского района Томской области Пономарева Михаила Тихоновича на постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды № АП-81 от 12.02.2021 и решение судьи Молчановского районного суда Томской области от 25.05.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы Наргинского сельского поселения Молчановского района Томской области Пономарева М.Т.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды Е. № АП-81 от 12.02.2021 должностное лицо – глава Наргинского сельского поселения Молчановского района Томской области Пономарев М.Т. признан виновным и привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Молчановского районного суда Томской области от 25.05.2021 постановление должностного лица изменено, из вводной и резолютивной части исключено указание на водопользование «без изъятия воды» и «при сбросе сточных вод в водные объекты». В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, глава Наргинского сельского поселения Молчановского района Томской области Пономарев М.Т. обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что в нарушении требований ч. 2 ст. 28.2, ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении надлежащим образом не описан состав вмененного ему административного правонарушения. Утверждает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Наргинское сельское поселение является собственником подземных водных объектов либо Администрация Наргинского сельского поселения является водопользователем, в связи с чем, полагает ошибочным вывод суда о том, что он является субъектов административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает, что ответственность за вмененное ему административное правонарушение предусмотрена ст. 8.13, а не ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Утверждает, что ему в вину необоснованно вменено нарушение ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку указанными нормами регулируются вопросы права пользования поверхностными водными объектами или их частями, тогда как он привлекается к административной ответственности за нарушение правил охраны подземных водных объектов.
В судебном заседании прокурор Ульянов А.И. с доводами жалобы не согласился, поддержал возражения на жалобу, представленные заместителем прокурора Молчановского района.
Жалоба рассмотрена в отсутствие иных участвующих в деле лиц, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах не явки не сообщивших, ходатайств об отложении заседания не заявивших.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения явившихся лиц, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшихся по делу актов по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с указанным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 (далее – Правила) установлено, что охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя, в том числе, определение объемов добычи (извлечения) подземных вод из подземных водных объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых.
В силу пп. «б, ж» п. 3 Правил охрана подземных водных объектов осуществляется, в том числе при разработка месторождений полезных ископаемых, в том числе питьевых, технических, минеральных лечебных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, а также при осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая связана с эксплуатацией объектов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и (или) истощению их запасов.
Согласно п. 8 Правил с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.
В п. 15 Правил указано, что запрещается добыча подземных вод и размещение в недрах сточных вод, попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что администрация Наргинского сельского поселения является самостоятельным юридическим лицом и зарегистрирована по адресу: 636346, Томская область, Молчановский район, с. Нарга, ул. Карла Маркса, д. 41, имеет ОГРН 1057007442062, ИНН 7010005610, КПП 701001001.
Основным видом деятельности администрации Наргинского сельского поселения является деятельность органов местного самоуправления сельских поселений, ее главой является Пономарев М.Т.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Молчановского района Томской области проверки 22.01.2021 выявлено, что на территории Наргинского сельского поселения Молчановского района Томской области имеются 6 водозаборных скважин и водонапорных башен, находящиеся в собственности администрации Наргинского сельского поселения, которые используются с целью добычи подземных вод для населения на земельных участках по следующим адресам:
1. с. Сарафановка, ул. Шеольная, 40а (водонапорная башня со скважиной № 8/89, кадастровый номер объекта недвижимого имущества – /__/);
2. с. Сарафановка, ул. Совхозная, 47 а (водонапорная башня со скважиной № 22/90, кадастровый номер – /__/);
3. с. Нарга, ул. Молодежная, 16, сооружение № 3 (скважина № 11-400/1, кадастровый номер – /__/);
4. с. Нарга, ул. Молодежная, 16, сооружение № 4 (скважина № 11-401/2, кадастровый номер – /__/);
5. с. Нарга, ул. Молодежная, 16, сооружение № 5 (скважина № 11-402/3, кадастровый номер – /__/);
6. с. Нарга, ул. молодежная, 16, сооружение № 6 (скважина № 11-403/4, кадастровый номер – /__/).
При этом установлено, что по инициативе администрации Наргинского сельского поселения вышеуказанные скважины эксплуатируются ООО «Водовод-М» в соответствии с договором аренды объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объекты водоснабжения), находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Наргинское сельское поселение от 25.09.2020 № б/н, заключенным с администрацией Наргинского сельского поселения.
Данные скважины оборудованы системами трубопровода с водонапорными башнями, насосами и эксплуатируются с целью добычи из недр воды для обеспечения населения водой, на момент проверки из них велась добыча воды.
Объем добычи воды их каждой скважины составляет 6-10 куб.м./час, глубина пробуренных скважин по вышеуказанным адресам составляет от 100 до 180 метров.
Данные скважины находятся на балансе администрации Наргинского сельского поселения, эксплуатируются по инициативе администрации Наргинского сельского поселения ООО «Водовод-М» в соответствии с договором аренды объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объекты водоснабжения), находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Наргинское сельское поселение от 25.09.2020 № б/н с 25.09.2020 по настоящее время непрерывно, каждый день.
При этом водоизмерительные приборы на вышеуказанных скважинах администрацией Наргинского сельского поселения не установлены, мероприятия по учету объема добычи подземных вод, измерению уровней подземных вод, а также охране подземных водных объектов не организованы, что является нарушением ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, п. 2, 8, 15 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Главы Наркинского сельского поселения Пономарева М.Т. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в нарушении вышеприведенных требований закона администрацией Наргинского сельского поселения водоизмерительные приборы установлены не были, мероприятия по учету объема добычи подземных вод не организованы.
Факт совершения Главой администрации Наргинского сельского поселения Пономаревым М.Т. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.01.2021 (л.д. 24-28); актом проверки от 22.01.2021 (л.д. 33-42); письменным объяснением Пономарева М.Т. от 26.01.2021 (л.д. 44-46); ответом администрации Наргинского сельского поселения от 20.01.2021 (57-58); договором аренды от 25.09.2020 (л.д. 60-67) и иными исследованными по делу доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины Главы администрации Наргинского сельского поселения Пономарева М.Т. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Никаких неустранимых сомнений и противоречий, которые должны бы трактоваться в пользу Главы администрации Наргинского сельского поселения Пономарева М.Т., материалы представленного на рассмотрение административного дела, не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с состоявшимися по делу актами, не является безусловным основанием к их отмене, поскольку они постановлены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нахождения 6 водозаборных скважин и водонапорных башен в собственности администрации Наргинского сельского поселения является несостоятельным и опровергается ответом администрации Наргинского сельского поселения от 20.01.2021 (л.д. 57-59), договором аренды от 25.09.2020 (л.д. 60-67), а также письменным объяснением Главы администрации Наргинского сельского поселения Пономарева М.Т. от 26.01.2021 (л.д. 44-46), из анализа содержания которых следует, что указанные объекты находятся в собственности Наргинского сельского поселения.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, необоснованна и подлежит отклонению.
Так, согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 27 Устава муниципального образования Наргинского сельского поселения Молчановского района Томской области (далее – Устав) глава поселения является высшим должностным лицом Наргинского сельского поселения, исполняет полномочия председателя Совета, Главы Администрации, руководит деятельностью Администрации, возглавляет ее на принципах единоначалия, заключает от имени Администрации договоры в пределах своей компетенции, без доверенности действует от имени Администрации.
Согласно ст. 30 Устава Администрация Наргинского сельского поселения осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, установленных ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Законом Томской области «О закрплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», полномочия для осуществления отдельных государственных полномой, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Томской области, Уставом, решениями Совета Наргинского сельского поселения, не отнесенные к полномочиям иных органов местного самоуправления.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 6 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Наргинского сельского поселения, кроме прочих, обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении № 416-ФЗ.
В связи с тем, что глава муниципального образования в силу вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, именно он несет ответственность за действия и бездействие местной администрации, а также за свои действия, которые не привели к исполнению возложенных на него законодательством обязанностей по решению вопросов местного значения, к которым относится обеспечение населения муниципального образования водой.
При изложенных обстоятельствах, обязанность по выполнению требований законодательства в вопросах водопользования отнесена к Администрации сельского поселения, руководителем которой на основании распоряжения главы Наргинского сельского поселения № 38к от 24.11.2020 и решения Совета Наргинского сельского поселения № 28 от 23.11.2020 является Пономарев М.Т. (л.д. 49-50), который в силу своих полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области (п. 13 ст. 27 Устава).
Именно в период исполнения Пономаревым М.Т. обязанностей главы Наргинского сельского поселения были допущены нарушения законодательства, выявленные в ходе проведения прокурорской проверки, в связи с чем, он законно и обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение Пономарева М.Т. о том, что совершенное им бездействие ошибочно квалифицировано по ч. 1 ст. 8.14 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в его деянии имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.13 указанного Кодекса судом во внимание не принимается, поскольку основано на неверном толковании норм права.
Ссылка судьи районного суда в оспариваемом судебном акте на нарушение Пономаревым М.Т. требований ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации является ошибочной, поскольку указанные нормы регулируют вопросы права пользования поверхностными, а не подземными водными объектами. Вместе с тем само по себе указанное обстоятельство основанием для отмены либо изменения состоявшихся по делу актов не является, поскольку нарушение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации в вину Пономареву М.Т. не вменялись, последний был привлечен к административной ответственности за нарушение ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, п. 2, 8, 15 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94.
Приведенный довод о том, что в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2, ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащим образом не описано событие вмененного Пономареву М.Т. административного правонарушения, являлся предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой оснований не имеется.
Постановление о привлечении Главы Наргинского сельского поселения Пономарева М.Т. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица или судебного решения, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды № АП-81 от 12.02.2021 и решение судьи Молчановского районного суда Томской области от 25.05.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – Главы Наргинского сельского поселения Молчановского района томской области Пономарева М.Т. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.А.Клименко