ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-23/18 от 21.02.2018 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Дьяконова Л.В. № 7-23/18

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Шургаевой Л.Н., с участием представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Тумудовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Ностаевой Н.В. на решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Н. от 8 декабря 2017 года Лиджиев С.Н., глава администрации Малодербетовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 января 2018 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 8 декабря 2017 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Лиджиева С.Н. прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

В жалобе заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Ностаева Н.В. просит об отмене решения судьи и оставлении без изменения постановления административного органа. Указывает, что объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных чч. 4.1, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, образует сам факт утверждения аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, а в силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» персональную ответственность за соблюдение требований вышеуказанного закона несут должностные лица заказчиков. Ссылаясь на ст. 42, чч. 5, 6 ст. 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, обращая внимание на то обстоятельство, что рассматриваемый аукцион в электронной форме проведен повторно с нарушением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (объявленный администрацией Малодербетовского СМО Республики Калмыкия * мая 2017 года электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «реконструкция сельского дома культуры» отменен Управлением ФАС по Республике Калмыкия), считает применение ст. 2.9 КоАП РФ несостоятельным, поскольку вина Лиджиева С.Н. в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана. Отмечает, что в нарушение требований ст. 30.7 КоАП РФ в резолютивной части решения суда отсутствует указание на ст. 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Калмыкия Тумудова Н.В. поддержала доводы жалобы, просила обжалуемый судебный акт отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.

Глава администрации Малодербетовского СМО Республики Калмыкия Лиджиев С.Н., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть в его отсутствии жалобу административного органа, отказав в ее удовлетворении.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы судебного производства по жалобе, дела об административном правонарушении № ***, находящиеся на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru извещение N *** и соответствующие материалы аукционной документации, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в соответствии с которыми судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, а также ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Как следует из протокола № *** об административном правонарушении от 4 декабря 2017 г. и постановления о наложении штрафа по делу № *** об административном правонарушении от 8 декабря 2017 года, вынесенного заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Н., 13 июня 2017 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N *** о проведении аукциона в электронной форме на выполнение реконструкции сельского дома культуры Малодербетовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия; заказчик – администрация Малодербетовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, начальная (максимальная) цена контракта – *** рубля, дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 29 июня 2017 года, дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе – 30 июня 2017 года, дата проведения аукциона – 3 июля 2017 года, должностное лицо, утвердившее аукционную документацию – глава Малодербетовского СМО Республики Калмыкия Лиджиев С.Н., победителем аукциона признан участник с предложением о цене контракта – *** руб. По результатам проверки по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «***» документации на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция сельского дома культуры администрации Малодербетовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия» антимонопольным органом установлено нарушение ч. 6 ст. 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ввиду отсутствия в описании объекта закупки наименований строительно-монтажных работ, сроков их выполнения, дат начала и окончания выполнения работ, в связи с чем глава Малодербетовского СМО Республики Калмыкия Лиджиев С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Принимая решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины Лиджиева С.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, вместе с тем, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ, прекратил производство по делу, поскольку действия Лиджиева С.Н. не повлекли существенного нарушения охраняемых правоотношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в сфере закупок, не создали угрозу бюджетным правоотношениям.

С такими постановлением должностного лица и судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В силу части 5 статьи 110.2 Федерального закона N44-ФЗ контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Частью 6 статьи 110.2 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Таким образом, по смыслу указанных норм, обязательному включению в контракт на выполнение реконструкции сельского дома культуры Малодербетовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия подлежало условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ, определяемого с учетом требований ст. 743 ГК РФ, и цены контракта. При этом сроки и размер такой оплаты определяются на основании соответствующего графика оплаты с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Приходя к выводу о наличии в действиях главы Малодербетовского СМО Республики Калмыкия Лиджиева С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья исходили из того, что Приложение № 1 к проекту муниципального контракта «Календарный план на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция сельского дома культуры Малодербетовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия» не содержит наименований работ, срок их выполнения, дат начала и окончания выполнения работ.

Как следует из материалов дела, подтверждается пояснениями представителя УФАС по Республике Калмыкия Тумудовой Н.В. в судебном заседании, в рамках проведенной по заявлению ООО «***» проверки, нарушений при утверждении аукционной документации Лиджиевым С.Н. требований ч. 5 ст. 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ, предусматривающей в качестве необходимого условие о поэтапности оплаты выполненных работ, не установлено. Так, в проекте муниципального контракта предусмотрен порядок, сроки, механизм определения размера расчетов за фактически произведенный объем работ на основании приемо-сдаточных документов установленной формы: п. ** - «оплата производится в рублях по безналичному расчету из средств федерального, республиканского, местного бюджетов согласно лимитам бюджетных обязательств 2017-2018 гг.»; п. ** – «расчет производится ежемесячно на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и прилагаемой к ней расшифровки по видам работ по форме КС-2, оплата производится ежемесячно в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке выполненных строительно-монтажных работ за текущий (отчетный) период по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, приемо-сдаточные документы представляются подрядчиком на оплату с оформлением сопроводительного письма на указанные документы.

При этом в пп. *, * проекта муниципального контракта, а также в содержащемся в Приложении 1 к данному контракту Календарном плане на выполнение строительно-монтажных работ предусмотрены сроки выполнения (начала и окончания) работ: «с даты заключения контракта до 31 декабря 2018 года». Являющаяся неотъемлемым приложением к проекту муниципального контракта проектно-сметная документация, соответствующая требованиям статьи 743 ГК РФ, содержит необходимые сведения о наименованиях и объеме необходимых работ.

Таким образом, наименования работ, даты начала и окончания выполнения работ, вопреки выводам постановления должностного лица и судьи в решении, содержатся в аукционной документации.

Отсутствие же в документации об аукционе, в том числе и в приложении № 1 к муниципальному контракту, сведений об этапах выполняемых работ, как следует из п. 3 решения № ** от 10 июля 2017 года комиссии Калмыцкого УФАС России, не повлияло на результаты проведения электронного аукциона, что подтверждается и пояснениями представителя УФАС по РК в настоящем судебном заседании.

В этой связи отсутствие в документации об аукционе, в частности в Календарном плане (приложение № 1 к муниципальному контракту) сведений об этапах выполнения работ само по себе при наличии данных о наименованиях работ, сроке их выполнения (датах начала и окончания выполнения работ), положений об этапности оплаты таких работ, не может свидетельствовать о существенном нарушении главой Малодербетовского СМО Республики Калмыкия Лиджиевым С.Н. требований Федерального закона 44-ФЗ, предусматривающих перечень обязательных условий контракта.

Принимая во внимание совокупность приведенных выше обстоятельств, а также учитывая, что на момент утверждения аукционной документации предусмотренная ч. 7 ст. 110.2 Федерального закона 44-ФЗ методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, не утверждена, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях главы Малодербетовского СМО Республики Калмыкия Лиджиева С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 8 декабря 2017 года, решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 января 2018 года в отношении Лиджиева С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч.1 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 8 декабря 2017 года и решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении Лиджиева С.Н., главы администрации Малодербетовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В удовлетворении жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Ностаевой Н.В. отказать.

Судья С.И. Говоров