Судья: Беджашева В.И. дело № 7- 23 2015 год
Р Е Ш Е Н И Е
26 февраля 2015 года г. Майкоп
Судья Верховного Суда Республики Адыгея Хапачева Р.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея на решение судьи Тахтамукайского районного суда от 11 декабря 2014 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л а:
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея в г. Адыгейске, Теучежском и Тахтамукайском районах от 10.07.2014 г. ФИО1 по ст. 8.2 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Из постановления усматривается, что в ходе совместной проверки прокуратура Республики Адыгея и Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея было установлено нарушение, выразившееся в непринятии мер и организации вывоза твердых бытовых отходов, мусора и очистки территории, относящейся к МО «Яблоновское городское поселение» ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 14 Федерального закона от 06.10.20003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допустил на территории МО «Яблоновское городское поселение» несанкционированной свалки расположенной по ул. Промышленной, 12, вдоль гравийной дороги между двумя домами (бараками).
ФИО1 обжаловал постановление по делу об административном правонарушении в Тахтамукайский районный суд. Решением судьи районного суда от 21.08.2014 жалоба правонарушителя удовлетворена, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Жалоба начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея на указанное решение 02.10.2014 удовлетворена Верховным судом Республики Адыгея, решение судьи районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Тахтамукайским районным судом 11.12.2014 вновь принято решение об отмене постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
Не согласившись с принятым решением судьи, заместитель прокурора района подал протест, в которой просит отменить решение судьи Тахтамукайского районного суда о прекращении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 и оставить в силе постановление по делу об административном правонарушении. Считает, что решение суда противоречат нормам материального и процессуального права.
В возражениях на протест заместителя прокурора Тахтамукайского района ФИО1 просит решение суда от 11.12.2014 г. оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Тахтамукайского района – без удовлетворения.
Проверив дело, изучив доводы протеста прокурора, заслушав прокурора Аутлева А.М., поддержавшего доводы протеста, объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1, полагавшего решение районного судьи законным и обоснованным, объяснения представителя администрации МО «Яблоновское городское поселение», также считавшего решение судьи районного суда законным, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора в мае 2014 проведена проверка, в ходе которой на территории МО «Яблоновское городское поселение» в районе дома 12 по улице Промышленной вдоль гравийной дороги между двумя бараками обнаружена свалка твердых бытовых отходов.
Данное обстоятельство является нарушением перечисленных выше требований законов, а также п. 1.2 и п. 2.1.1. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88), согласно которым система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта), в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Объектами очистки являются уличные и микрорайонные проезды.
Перечисленные выше фактические обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении административного дела, постановлением о назначении наказания и иными документами.
Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что осуществляет ли администрация хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Судьей при пересмотре решения не исследовано также относятся к уставной деятельности администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Для целей определения возможности привлечения к административной ответственности начальника ЖКХ ФИО1, судьей не выявлены наличие у него полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
Кроме того, в материалах административного дела отсутствуют сведения о порядке утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования. Утверждена ли схема размещения контейнеров для сбора мусора, на всей ли территории муниципального образования организован сбор и вывоз мусора, в каком порядке осуществляется системный контроль за соблюдением правил сбора и вывоза мусора со стороны муниципального образования – остались неисследованными судьей при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности ФИО1
Следовательно, при пересмотре данного административного дела не были соблюдены требования ст.24.1 и п.7 ст.26 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющие значения для его правильного разрешения.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное процессуальное нарушение при вынесении решения судьей районного суда является существенным, в связи с чем, решение судьи Тахтамукайского районного суда от 11.12.2014 г. подлежит отмене, а дело направлению в Тахтамукайский районный суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье следует учесть изложенное и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с названными выше требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного суда Республики Адыгея
п о с т а н о в и л а:
протест заместителя прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея удовлетворить.
Решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 11 декабря 2014 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.А. Хапачева