дело №7-240 судья Исаева Л.М.
Р Е Ш Е Н И Е
16 декабря 2020 года <...>
Судья Тульского областного суда Орлова И.А.,
при секретаре Кузнецовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 7 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ИАЗ МО МВД России <адрес> в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 07.10.2020 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением ФИО1 подал на него жалобу в Тульский областной суд, в которой просил постановление судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, а производство по делу прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, просил постановление судьи отменить, а производство по делу прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, также ссылаясь на распоряжения главы администрации МО г. ФИО2 от 20.11.2020 №528-р которым отменено распоряжение об отмене распоряжения «О разрешении проведения публичного мероприятия 16.07.2020».
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении разбирательства дела не представили.
В соответствии положениями п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1, судья приходит к следующему.
Статья 31 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в городе Риме 4 ноября 1950 года), статье 21 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года.
На обеспечение реализации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который регламентирует процедуру и порядок проведения публичных мероприятий.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу ч.4 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ.
В соответствии с частью 1 указанной статьи уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, указанные в данной норме.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Закона Тульской области от 13 июля 2005 года №598-ЗТО «О порядке подачи уведомления о проведении публичных мероприятий в Тульской области» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в двух экземплярах в администрацию муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия. Один экземпляр уведомления с отметкой о дате и времени его получения с указанием должности, фамилии, инициалов уполномоченного лица, зарегистрировавшего уведомление, и с его подписью возвращается организатору публичной акции не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (ч.1 ст.8 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с положениями ч.2.2 ст.8 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В пунктах 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28) разъяснено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 названного Кодекса. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться, в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.
При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
Административная ответственность организатора публичного мероприятия по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает также в случаях организации или проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям (часть 5 статьи 5, часть 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о том, что он в нарушение п.3 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 часов осуществил организацию и проведение публичного мероприятия в форме митинга, на территории <данные изъяты> перед зданием администрации МО <адрес> по адресу: <адрес>, посвящённого открытию памятного знака <данные изъяты>, которое было отменено распоряжением администрации МО г. ФИО2 от 13.07.2020 №281-р «Об отмене распоряжения администрации МО г. ФИО2 от 07.07.2020 №270-р «О разрешении проведения публичного мероприятия от 16.07.2020».
При рассмотрении дела судье районного суда установлено, что ДД.ММ.ГГГГ председателем Совета Общественной организации ветеранов боевых действий <данные изъяты> ФИО1 подано в администрацию МО г.ФИО2 уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ митинга посвящённого открытию памятного знака <данные изъяты> в <данные изъяты>
Распоряжением заместителя главы администрации МО г. ФИО2 от 07.07.2020 №270-р «О разрешении проведения публичного мероприятия 16.07.2020» разрешено проведение указанного мероприятия в назначенную дату и месте с 11-00ч. до 11-30 ч., с предполагаемым количеством участников 45 человек.
Распоряжением заместителя главы администрации МО г. ФИО2 от 13.07.2020 за №281-р «Об отмене распоряжения администрации МО г. ФИО2 от 07.07.2020 №270-р «О разрешении проведения публичного мероприятия 16.07.2020»» в соответствии с указом Губернатора Тульской области №77 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в указ Губернатора Тульской области от 30.04.2020 №41» отменено распоряжение о проведении мероприятия в виде митинга назначенного на 16.07.2020.
Приходя к выводу о нарушении ФИО1 как организатором митинга положений п.3 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в соответствии с которыми организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
При разрешении дела судья районного суда руководствуясь положениями п.3 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», указал, что организатором мероприятия ФИО1 были нарушены условия проведения публичного мероприятия при наличии изменений в проведении публичного мероприятия, установленных распоряжением от 13.07.2020 за №281-р «Об отмене распоряжения администрации МО г. ФИО2 от 07.07.2020 №270-р «О разрешении проведения публичного мероприятия 16.07.2020»» не смотря на вышеизложенный официальный письменный запрет органа местного самоуправления, в его проведении, публичное мероприятие в форме митинга посвящённое открытию памятного знака «Пограничника всех поколений» было проведено ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 часов на территории <данные изъяты>.
Рассматривая дело и усмотрев в действиях ФИО1 нарушения Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» судья районного суда не дал оценку действиям муниципального органа на предмет соблюдения требований указанного федерального закона со стороны данного органа, в т.ч. законности вынесенного им распоряжения от 13.07.2020 за №281-р «Об отмене распоряжения администрации МО г.ФИО2 от 07.07.2020 №270-р «О разрешении проведения публичного мероприятия 16.07.2020»».
В дальнейшем указанные действия нашли свое отражение в распоряжении главы администрации МО г. ФИО2 от 20.11.2020 за №528-р «Об отмене распоряжения администрации МО г. ФИО2 от 13.07.2020 №281-р «Об отмене распоряжения администрации МО г. ФИО2 от 07.07.2020 №270-р «О разрешении проведения публичного мероприятия 16.07.2020»». Указанным распоряжением на основании представления Ефремовской межрайонной прокуратуры от 16.11.2020 №493ж-20/926 «О нарушении законодательства в сфере организации и проведения митингов» распоряжение от 13.07.2020 за №281-р отменено.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Таким образом, организованное и проведённое ФИО1 публичное мероприятие не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание судьи о том, что на момент совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, на территории Тульской области был введен режим повышенной готовности и в соответствии с п.1.1 Указа Губернатора Тульской области от 30.04.2020 №41 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» на территории Тульской области было запрещено проведение деловых, культурных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, за исключением мероприятий, проводимых в дистанционном режиме и деятельности объектов, осуществляющих использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание (зоопарков), не имеет правового значения, так как образует иной состав административного правонарушения, предусмотренный главой 20, а именно ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ. Оба состава имеют общий объект посягательства – общественный порядок и общественная безопасность, но переквалификация с ч.1 ст.20.2 КоАП РФ на ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ невозможна т.к. при этом будет ухудшаться положения ФИО1
Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 07.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление судьи Ефремовского районного суда Тульской области от 7 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: