Судья Чистяков И.В. Дело № 7-240/2014
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкин А.В.рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске ДД.ММ.ГГГГ жалобу защитника ФИО1 – адвоката Бажина С.В.на постановление государственного инспектора Удмуртской Республики по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношенииФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Удмуртской Республики по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГпостановление должностного лица оставлено без изменения.
Защитник ФИО1 – адвокат Бажин С.В.обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой на постановление должностного лица и решение судьи. Просил вынесенные акты отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы,выслушав пояснения явившихся лиц, прихожу к выводу о необходимости отмены состоявшихся по делу актов.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» (далее Закон «О недрах» -недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков.
Согласно п.6.1 ст.3, п.7 ст.4 Закона «О недрах» федеральные органы государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и субъекты РФ совместно формируют региональный перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым.
Согласно перечню общераспространенных полезных ископаемых по Удмуртской Республике, утвержденному распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №18-р/266-р, пески относятся к общераспространенным полезным ископаемым добываемым на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с п.1 ст.23 Закона «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 19 Закона «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 и п.3 Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в их границах для своих нужд, а также строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №419собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению без оформления лицензии на пользование недрами осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, а также строительство подземных сооружений для своих нужд в границах предоставленных им земельных участков при условии, что добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется до глубины не более пяти метров без применения взрывных работ.
Согласно постановлению должностного лица событие совершенного ФИО1 правонарушения заключается в проведении незаконных работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером 18:18:003001:156/3.
К аналогичным выводам пришел судья, рассматривая жалобу на постановление административного органа.
Однако с данной позицией по рассматриваемому вопросу согласиться нельзя, поскольку выводы не основаны на имеющихся в деле доказательствах.Согласно представленным материалам, ФИО1 является арендатором по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с администрацией муниципального образования «Нечкинское» сроком на 5 лет, земельного участка общей площадью 20000 кв.м, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером 18:18:003001:156/3, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, территория муниципального образования «Нечкинское» массив «Нечкинский», участок №45, предоставленного для личного подсобного хозяйства.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в обращении депутата Совета депутатов МО «Нечкинское» <адрес> УР содержится информация о проведении ФИО1 незаконных работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых на змельном участке с кадастровым номером 18:18:003001:156/3,.
ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке госинспектором УР по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр ФИО2 обнаружены две выемки грунта (песка) глубиной до 3 метров, размерами 140x10 и 140x9 метров соответственно.
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 передал изъятый грунт на временное хранение ООО «Индиго».Поусловиям указанного договора административные органы сделали вывод о том, что ФИО1 предоставил ООО «Индиго» право распоряжаться переданным на хранение песком и использовать его, в том числе осуществлять его продажу, а равно предоставлять возможность пользоваться им третьим лицам.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем данные выводы нельзя признать правильными и основанными на достаточных доказательствах.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ, Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании статьи 1.5 КоАП РФ, Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Таким образом, в силу императивных требований закона, административный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан на основании достоверных допустимых и достаточных доказательств установить наличие всех признаков состава административного правонарушения и вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении вменяемого ему правонарушения.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, прихожу к выводу, что при вынесении постановления и в ходе судебного разбирательства административными органами не было добыто достаточных и достоверных доказательств того, что ФИО1 проводились незаконные работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых, что, соответственно, указывает на недоказанность его вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Из объяснений ФИО1 следует, что на предоставленном ему в аренду земельном участке им проводятся работы по устройству двух сооружений для разведения рыбы, что не противоречит целевому назначению земельного участка. Доводы ФИО1 административными органами не опровергнуты и не приняты во внимание.
Таким образом, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, не доказаны, что является основанием к отмене состоявшихся по делу актов и прекращению производства по делу (ч.1 п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Удмуртской Республики по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1, производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в порядке ст. 30.9-30.10 КоАП РФ не подлежит.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики А.В. Полушкин