ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-242/2018 от 05.06.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

дело № 7-242/2018

Р Е Ш Е Н И Е

5 июня 2018 года город Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 марта 2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЯНАО Управления Росприроднадзора по ЯНАО ФИО2 (далее - госинспектор) от 03 ноября 2017 года должностное лицо - акционерного общества «Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз» филиала «Газпромнефть-Муравленко» (далее - филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть - ННГ», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 марта 2018 года постановление контролирующего органа оставлено без изменения, жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в суд ЯНАО, ФИО1 просит решение суда отменить, анализируя законодательство, оспаривает свою виновность в вменяемом правонарушении, полагает, что судьей при рассмотрении жалобы на постановление госинспектора нормы материального права применены неверно. Указывает, что произошедший разлив классифицируется как инцидент, а не авария, следовательно, к нему не применимы требования и инструкции, регламентирующие действия при аварийных разливах. Отмечает, что разлив произошел в пределах трассы коммуникаций, то есть в месте, где отсутствуют природные объекты, подлежащие охране.

Лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении участия не принимали, извещены о дате и времени рассмотрении жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, образуют несколько составов:

- несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;

- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;

- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором от 25 августа 2017 года, вынесенному в отношении начальника управления производственной безопасности филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть - ННГ» ФИО1 по статье 8.5 КоАП РФ, он допустил искажение сведений о состоянии объектов окружающей среды в результате разлива нефти 26 июня 2017 года на участке лесного фонда площадью 0,6470 га в выделе 219, 274, 276, в квартале 338 Лонг-Юганского участкового лесничества Надымского лесничества в Надымском районе ЯНАО, в окрестностях кустов 32 и 34 в непосредственной близости от разведки 403 на территории Сугмутского месторождения филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть - ННГ» (л.д.2-6).

По данному факту ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ, о чем госинспектором административного органа вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д.123-129).

В постановлении указано на нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ и пункта 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года .

Судья Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа, рассматривая жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, сделал обоснованный вывод о квалификации действий должностного лица - ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направление на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ).

Согласно абзацу 24 пункта 1 статьи 9 упомянутого Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе, своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года №240 устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится, в том числе и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 указанных Правил организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Согласно пунктам 5,6 Порядка, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480 «О проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в ред. действующей на 18 июня 2017 года) по каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных службе объектах осуществляется техническое расследование их причин.

Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия: передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению №1 к настоящему Порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в территориальный орган службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент; вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых); орган местного самоуправления и др.

Оперативное сообщение - сведения об аварии, в том числе о несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям №1,2 к Порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный службе объект, в территориальный орган службы (в ред. действующей на 18 июня 2017 года).

Как следует из материалов дела, в результате проверки проведенной Надымской городской прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа установлено, что филиалом «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть - ННГ» осуществляется добыча нефти на территории Сугмутского месторождения в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе на землях лесного участка на основании лицензии от 19 июня 2008 года СЛХ0231НЭ.

Согласно акту осмотра участка лесного фонда от 5 июля 2017 года, акту технического расследования инцидента трубопровода от 26 июня 2017 года, на участке лесного фонда площадью 0,6470 га в выделе 219, 274, 276, в квартале 338 Лонг-Юганского участкового лесничества Надымского лесничества в Надымском районе ЯНАО, в окрестностях кустов 32 и 34 в непосредственной близости от разведки 403 на территории Сугмутского месторождения филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть - ННГ» в результате язвенной коррозии нефтепроводного трубопровода произошел разлив нефтепродуктов на площади 600 кв.м, в результате чего лесному фонду причинен ущерб (л.д.12, 24-30).

Данные обстоятельства подтверждаются и объяснениями ФИО1, ФИО3 - начальника отдела рекультивации, охраны земель и обращения с отходами Управления экологической безопасности филиала «Газпромнефть-Муравленко», отобранными в ходе проведения прокурорской проверки от 5 июля 2017 года и иными материалами по делу (л.д. 16-20, 106-109).

Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 991-П генеральным директором филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-ННГ» утвержден порядок оповещения о фактах загрязнения окружающей среды.

ФИО1 в государственные органы направлено оперативное сообщение об инциденте (нарушение режима работы) на территории Сугмутского месторождения НС т.вр.34-т.врк.к.32, 33 с КППк.к. 15,16 - т.вр.к. 15 вторая линия, обстоятельствами которого явилась коррозия трубопровода. В сообщении указано на объем разлитой подтоварной воды V=1,07м3 и на недопущение загрязнений поверхностных и подземных вод, на отсутствие вреда компонентам окружающей среде (л.д.10).

В акте технического расследования инцидента трубопровода от 26 июня 2017 года указано о разливе на площадь размером 600м2 (л.д.12), а также на ущерб от инцидента (пункт 5.5 Акта).

Сведений о направлении акта технологического расследования в Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, а также сведений об уточнении состояния объектов окружающей среды и причинения ущерба, материалы дела не содержат.

Таким образом, у государственного органа имелась искаженная информация о состоянии объектов окружающей среды, представленная лицом обязанным сообщать такую информацию.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами, оцененными в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В жалобе приводится довод о том, что фактически имел место инцидент, сообщать о котором государственные органы Общество не должно.

В этой части соглашаюсь с выводом суда о том, что обязанность установленная пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240, ставит организации в зависимость не от наименования произошедшего события, а от факта разлива нефти, который имел место и это должностным лицом не оспаривается.

Доводы жалобы о том, что обществом используется рекомендованный образец - Приложение № 1.1 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480 подлежат отклонению, поскольку данное приложение введено Приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года № 313. На момент совершения административного правонарушения действовал рекомендуемый образец Приложения № 1 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480, что верно указано судьей городского суда.

Доводы заявителя о том, что государственные органы обладали достаточной информацией об экологической обстановке опровергаются материалами дела.

Ссылка заявителя на Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 24 января 2018 года № 29, отклоняются, так как на момент совершения административного правонарушения данных рекомендаций не существовало.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что госинспектором контролирующего органа и судьей нижестоящей инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях должностного лица Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 марта 2018 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья С.А. Семейкина