ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-245/2022 от 24.03.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №7-245/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 24 марта 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Минеева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ФИО5, действующей в интересах АО«Теплоэнерго», на решение судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 декабря 2021 года, постановление административной комиссии Приокского района г. Нижний Новгород № 1183/6/2021 от 07 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в отношении АО «Теплоэнерго»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссии Приокского района г. Нижний Новгород № 1183/6/2021 от 07 октября 2021 года АО «Теплоэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 декабря 2021 года постановление административной комиссии оставлено без изменения, жалоба заявителя – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник ФИО5, действующая в интересах АО«Теплоэнерго», просит судебное решение и постановление административной комиссии отменить, как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить.

Жалоба подана в установленный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления (решения).

В судебное заседание в Нижегородский областной суд участники не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, уважительных причин неявки судом не установлено. Судьей вышестоящей инстанции, пересматривающим дело по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

Согласно ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства, озеленения, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 и 15 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения (городского округа), осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории округа.

В соответствии с ч. 1, ч. 3, п.п. 15, 16 ч. 4 ст. 5 Закона Нижегородской области от 26.08.2010 г. № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.

Предусмотренные настоящим Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка объектов возлагаются:

по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на владельцев и (или) пользователей этих объектов: физических и юридических лиц, должностных лиц;

по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления и на их должностных лиц;

по объектам, находящимся в частной собственности, - на собственников и владельцев или пользователей объектов: физических лиц, юридических лиц и на их должностных лиц.

Обязанности по обеспечению чистоты и порядка, кроме случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, возлагаются, в том числе:

в отношении зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, - на собственников или владельцев автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;

в отношении зеленых насаждений, расположенных на иных территориях, - на собственников или владельцев земельных участков, на которых располагаются зеленые насаждения.

Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 26 декабря 2018 года № 272 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород.

Согласно п. 1.7 Правил благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, утв. решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.12.2018 г. № 272, субъекты отношений в области благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород - юридические и физические лица (в том числе должностные лица, индивидуальные предприниматели), находящиеся на территории муниципального образования город Нижний Новгород и (или) осуществляющие деятельность на территории муниципального образования город Нижний Новгород и (или) являющиеся собственниками, владельцами, пользователями расположенных на территории муниципального образования город Нижний Новгород земельных участков, зданий, строений, сооружений, иных объектов благоустройства и элементов благоустройства.

Субъекты отношений в области благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород обязаны выполнять требования, установленные настоящими Правилами.

Пунктом 1.10 указанных Правил благоустройства предусмотрено, что

инженерные сети и коммуникации - комплекс инженерных систем на территории муниципального образования город Нижний Новгород, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, телефонизации с целью обеспечения жизнедеятельности муниципального образования город Нижний Новгород.

В силу п. 1.11 указанных Правил благоустройства к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству территории, в том числе:

земельные участки;

здания, строения, сооружения;

технические зоны транспортных, инженерных сетей и коммуникаций, водоохранные зоны.

Статья 2.1.1 данных Правил благоустройства предусматривает, что содержание объектов и элементов благоустройства на территориях общего пользования осуществляется, в том числе: владельцами и (или) пользователями объектов и элементов благоустройства - в отношении объектов и элементов благоустройства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во владение и (или) пользование третьим лицам, если иное не предусмотрено договором.

Согласно п. 6.6 указанных Правил благоустройства не допускается:

- произрастание деревьев ближе 1,5 м от инженерных сетей и коммуникаций, ближе 5 м от наружных стен зданий, строений и сооружений;

- произрастание кустарников ближе 0,7 м от инженерных сетей и коммуникаций, ближе 1,5 м от наружных стен зданий, строений и сооружений.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 сентября 2021 г. в 13 час. 33 мин. инспектором отдела мониторинга МКУ «АТИ по благоустройству [адрес]» по [адрес] в ходе проводимого мониторинга было выявлено, что по адресу: [адрес], АО «Теплоэнерго» допустило произрастание деревьев и кустарников от инженерных сетей (наземной теплотрассы) ближе 1,5 м и 0,7 м по вышеуказанному адресу, чем нарушило п. 6.6 Правил благоустройства и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

Вина АО «Теплоэнерго» в совершении описанного выше административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 06.10.2021г.; актом № 1183/6 от 01.09.2021г. обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, со схемой расположения объекта и фототаблицей, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, действия лица, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по ч. 11 ст.3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что АО «Теплоэнерго» не является субъектом ответственности по данному делу об административном правонарушении, являлись предметом тщательного исследования в суде первой инстанции и обоснованно отклонены.

Руководствуясь положениями ст. 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении"; Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 №197; Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115; СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»; пункта 9.5 СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений; СНиП 2.07.01-89, утв. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 г. № 820, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что АО «Теплоэнерго» является лицом ответственным за принятие мер к соблюдению пункта 6.6 Правил благоустройства о недопущении произрастания деревьев и кустарников ближе 1,5 и 0,7 м соответственно от инженерных сетей, что согласуется с положениями Закона Нижегородской области от 26.08.2010 г. № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», согласно которому обязанности по обеспечению чистоты и порядка в отношении зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода трубопроводов возлагаются на собственников или владельцев трубопроводов, а потому АО «Теплоэнерго» является надлежащим субъектом ответственности по данному делу.

Кроме того, следует отметить, что в рассматриваемой ситуации исследуется вопрос не о бремени содержания собственности на земельный участок в смысле статьи 210 Гражданского кодекса РФ, а затронуты общественные отношения в области благоустройства, где инженерные сети являются объектом благоустройства, а их владелец должен обеспечивать выполнение правил благоустройства.

В этом смысле как раз бремя содержания коммуникаций согласуется с необходимостью обеспечения их владельцем надлежащего благоустройства при них, что прямо следует из пунктов 1.10, 1.11 и 6.6 Решения Городской Думы г. Н.Новгорода от 26.12.2018 № 272 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород».

Ссылка заявителя на то, что материалы дела не содержат никаких замеров фактических расстояний зеленых насаждений и тепловых сетей, не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, поскольку факт произрастания деревьев ближе 1,5м и кустарников - 0,7м от инженерных сетей (наземной теплотрассы) по адресу: [адрес], установлен актом № 1183/6 от 01 сентября 2021 года с приложением фотоматериала (см. административный материал). При этом из фотоматериала отчетливо видно, что произрастание растительности (деревьев, кустарников) происходит в непосредственной близости с инженерной коммуникацией (наземной теплотрассой).

Таким образом, доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, в своей совокупности направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, были предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО «Теплоэнерго» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судом первой инстанции норм Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что административным органом и судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении АО «Теплоэнерго» вынесено административной комиссией в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «Теплоэнерго» в соответствии с требованиями санкции, предусмотренной ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерно содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда и постановления административной комиссии, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7
КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Приокского районного суда г. Нижний Новгород от 28 декабря 2021 года и постановление административной комиссии Приокского района г. Нижний Новгород № 1183/6/2021 от 07 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в отношении АО «Теплоэнерго» - оставить без изменения, жалобу защитника ФИО5, действующей в интересах АО«Теплоэнерго», - без удовлетворения.

Судья областного суда Минеева И.А.