судья Бейман О.Е.
дело №7-2461/2017 (21-1540/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 21 декабря 2017 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., при секретаре Волосатовой А.О., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица Сергеева С.В. на постановление главного государственного инспектора города Перми по пожарному надзору - начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю от 30.05.2017, решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 17.10.2017, вынесенных в отношении товарищества собственников жилья «Содружество» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением главного государственного инспектора города Перми по пожарному надзору - начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю № 110-98Д-17 от 30.05.2017 товарищество собственников жилья «Содружество» (далее ТСЖ) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции закона на 17.04.2017), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили выявленные 17.04.2017 в 12 часов 10 минут в здании и помещениях многоквартирного жилого дома по адресу: г.Пермь ул.Кисловодская,15, управление которым осуществляется ТСЖ «Содружество» нарушения требований пожарной безопасности:
допущена установка прибора приемно-контрольного и приборов управления в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (п. 13.14.5 Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.);
допущена перепланировка помещений межквартирных площадок путем установки перегородок ограничивающих зону действия системы дымоудаления (п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390);
допущено закрывание дверей в установленных перегородках на запоры не обеспечивающие свободное их открывание изнутри без ключа (п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390).
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 17.10.2017, принятым по результатам рассмотрения жалобы, данное постановление изменено, действия ТСЖ квалифицированы по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в краевой суд, председатель ТСЖ Сергеев С.В. просит отменить решение и постановление, указывая на то, что Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» применяется только при проектировании зданий и сооружений, полагает, что в вину ТСЖ необоснованно вменено нарушение положений СП 1.13130.2009, поскольку данный свод правил является документом добровольного применения. Обращает внимание на то, что должностные лица органов пожнадзора не вправе проверять и требовать от организаций и граждан выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации. Кроме того, заявитель полагает, что поскольку перегородки установлены гражданами самовольно, то это нарушение должно трактоваться и рассматриваться в рамках жилищного законодательства, а не с точки зрения нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности.
В судебном заседании Сергеев С.В. доводы жалобы поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав законного представителя юридического лица Сергеева С.В., представителя ГУ МЧС России по пермскому краю Ознобишина С.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В зависимости от способа управления многоквартирным домом обязанность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, может быть возложена на товарищество собственников жилья (ст.ст. 162, 135 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Как следует из материалов дела, нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном, жилом доме по адресу: г. Пермь ул. Кисловодская, **, в котором ТСЖ осуществляет свою деятельность, выявлены в ходе плановой проверки, проведенной в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании распоряжения начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми № 187 от 17.03.2017. О проведении проверки председатель ТСЖ был извещен 28.03.2017, то есть заблаговременно. Нарушений требований данного закона, которые могли бы повлечь недействительность результатов проверки, зафиксированных в акте № 187 от 28.04.2017, не выявлено.
Делая вывод о наличии в действиях ТСЖ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда правильно руководствовался фактом установления вины ТСЖ в допущенных нарушениях, указанных в постановлении должностного лица требований пожарной безопасности в части требований к пожарной сигнализации, системе дымоудаления и эвакуационным выходам.
Указанные требования предъявлялись к многоквартирным домам как на момент проектирования дома, так и на период сдачи дома в эксплуатацию.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей районного суда в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены все представленные в дело доказательства.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что ТСЖ не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности, в связи с чем вывод должностного лица и судьи о его виновности следует признать верным.
Ссылка заявителя на то, что здание введено в эксплуатацию, эксплуатируется в соответствии с проектом, не может быть принята в связи с необходимостью производить корректировку на соответствие требованиям пожарной безопасности, поскольку дальнейшая эксплуатация здания с нарушениями пожарной безопасности, установленными в ходе проведения проверки, может привести к риску для жизни и здоровья людей. Эксплуатируемое здание, помещение должно соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Указание в жалобе на то, что в вину ТСЖ необоснованно вменено нарушение положений СП 5.13130.2009 (далее - Свод правил), поскольку данный свод правил является документом добровольного применения, основано на неверном толковании норм права.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям.
В ст.83 названного Закона установлены основные требования пожарной безопасности к автоматическим установкам пожаротушения и пожарной сигнализации.
Свод правил 5.13130.2009 разработан в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Статьей 1 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно ст.2 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", определяющим цели и принципы стандартизации, сводом правил является документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.
Приведенной норме корреспондирует положение п. 1.1 Свода правил, согласно которому он является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к автоматическим установкам пожаротушения и сигнализации.
В соответствии с Приказом Росстандарта от 16 апреля 2014 г. № 474 СП 5.13130.2009 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ТСЖ к административной ответственности, данные правила не отменены, действовали и, исходя из приведенных выше положений Закона о пожарной безопасности и Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» правомерно признаны судьей районного суда подлежащими обязательному исполнению в соответствии со ст.46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании", наряду с другими аналогичными нормами, как технические нормы по вопросам безопасности строительства.
Таким образом, при разрешении настоящего дела судья районного суда обоснованно исходил из того, что Свод правил 5.13130.2009 носит нормативный характер и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений, в связи с чем является обязательным для применения при эксплуатации зданий.
Ссылка заявителя жалобы на Постановление Правительства от 20.09.2016 № 947 не может быть принята во внимание, так как начало действия этого постановления 26.09.2017. Кроме того, требования об автоматических установках пожаротушения и пожарной сигнализации, установленные ст.83 Закона N 123-ФЗ, не изменены, не отменены, а также предусмотрены п.7.2 СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
Административное наказание назначено ТСЖ в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ.
При этом с учетом обстоятельства дела, характера допущенных нарушений, финансово-экономического положения юридического лица и минимальный размер санкции, предусмотренной ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ТСЖ назначен административный штраф ниже низшего предела, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 100 000 рублей.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку совершенные административные правонарушения с учетом объема и характера допущенных в многоквартирном жилом доме нарушений требований пожарной безопасности не могут быть признаны малозначительными.
Процессуальные нарушения, которые могли бы повлиять на законность привлечения ТСЖ к административной ответственности, не допущены.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление главного государственного инспектора города Перми по пожарному надзору - начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю от 30.05.2017, решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 17.10.2017, вынесенные в отношении товарищества собственников жилья «Содружество» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица Сергеева С.В. - без удовлетворения.
Судья- подпись-