ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-247/2016 от 10.03.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Павлючик И.В. Дело № 7-247/2016

РЕШЕНИЕ

10 марта 2016 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Кошелева А.П.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ФИО1 на решение судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 19 января 2016 года постановление от 02.10.2015г.,

заслушав защитника ФИО1Кобзева О.В., должностное лицо ФИО2, заключение прокурора Жбирь Е.В.,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02 октября 2015 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.16 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обжаловал его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 19 января 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит постановление УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 02 октября 2015 года и решение судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 19 января 2016 года отменить.

В обоснование доводов жалобы, а также дополнения к ней, указывает, что НПО ГА-85 регламентирует вопросы по противопожарному обеспечению полетов и правила пожарной безопасности авиационной техники и объектов на предприятиях, организациях, учреждениях и заводах гражданской авиации. ФИО3, как физическое лицо, владеющее посадочной площадкой, не является предприятием гражданской авиации либо его руководителем. Не относится к предприятию и посадочная площадка. НПО ГА -85 разработано в соответствии с требованиями ВК Союза ССР, при этом в нем отсутствовали такие понятия как посадочная площадка и авиация общего назначения. В этом плане НПО ГА-85 противоречит действующему законодательству РФ (п.3 ст. 136 ВК РФ, п.1.1. ст. 15 ФЗ № 294-ФЗ). ФИО1 как владелец посадочной площадки не занимается обеспечением полетов, в том числе противопожарным, этим занимаются собственники воздушных судов и пилоты.

Исходя из содержания ст.ст. 40, 48 ВК РФ, п.2.7.2. ФАП-128, командир воздушного судна может выполнять полеты с любого участка земной поверхности, который удовлетворяет требованиям руководства по летной эксплуатации воздушного судна. При этом никаких норм пожарной безопасности для данного участка законодательством не предусмотрено. Требования к посадочной площадке, используемой более 30 дней в течение календарного года, устанавливаются ФАП-69. Кроме ФАП-69, других авиационных правил, устанавливающих требования к посадочной площадке и соответствие которым владелец должен обеспечить, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Полагает, что судьей не была дана надлежащая правовая оценка ответу Минтранса России исх. от 21.10.2015, согласно которому НПО ГА-85 не может служить основанием для регулирования соответствующих отношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, следовательно, нормы НПО ГА-85 не могут применяться в отношении физического лица - владельца посадочной площадки.

На посадочной площадке «Городской Аэропорт» располагаются на основании устной договоренности только временные сооружения, принадлежащие другим физическим лицам (тентовые ангары и бытовики). С целью выполнения общих требований пожарной безопасности в каждом временном сооружении имеются огнетушители. Кроме того, на посадочной площадке имеется оборудованный пожарный щит, а также организована круглосуточная охрана собственными силами. Также на посадочной площадке с момента её регистрации имеются стационарные заземляющие устройства, предназначенные для заземления воздушного судна при заправке топливом, как этого требует РЛЭ. Имеются переносные заземляющие устройства. В РЛЭ воздушных судов, базирующихся на посадочной площадке, отсутствует требование о дополнительном заземлении при нахождении на стоянке. Вся территория посадочной площадки была выкошена от травы. Ни один нормативно-правовой акт не обязывает владельца посадочной площадки выкашивать траву вблизи посадочной площадки.

Считает, что судьей не было исследовано и оценено то обстоятельство, что посадочная площадка не включает в себя здания, сооружения и оборудование, не является имуществом, а также учреждением, организацией, предприятием, т.е. юридическим лицом. Посадочная площадка – термин, означающий специальное предназначение участка земли. ФИО1 временно владеет и пользуется земельным участком на основании договора субаренды, но не является собственником посадочной площадки в юридическом смысле этого слова и к нему не применима ст. 210 ГК РФ.

Ссылка на договор, заключенный между ФИО1 и эксплуатантом АОН Кобзевым от 13.05.2015 не состоятельна, поскольку в соответствии с договором соблюдение мер пожарной безопасности должно осуществляться не непрерывно с момента заключения договора, а только во время выполнения работ, которые не осуществлялись. Согласно договору аренды, посадочная площадка занимает только часть арендуемой территории. Нормы НПО ГА-85 к ФИО1, как к арендатору, не применяются.

В зарегистрированном ФИО1 в ЗС МТУ Росавиации аэронавигационном паспорте посадочной площадки обозначены границы (территория) посадочной площадки, т.е. тот участок земли, который предназначен для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Любые другие участки земли, а также расположенные на них здания и сооружения не имеют к посадочной площадке никакого отношения, т.к. они не предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Указывает, что не является владельцем или собственником воздушных судов, а также зданий и сооружений, находящихся вблизи посадочной площадки.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

На основании ст. 11.16 КоАП РФ, нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 04.09.2015г. Новосибирским транспортным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 11.16 КоАП РФ по фактам того, что территория летного поля вблизи посадочной площадки «Городской аэропорт», расположенной в 7 км. На север от пл. Ленина г. Новосибирска, окошена не в полном объеме (нарушение п.4.1.2 НПО ГА-85); что заземляющие устройства мест стоянок воздушных судов, расположенные вблизи здания ангара, не соответствует требованиям п. 5.1.4, 5.1.5 НПО ГА-85; что пожарный щит, размещенный на территории посадочной площадки «Городской аэропорт», не оборудован достаточным набором первичных средств пожаротушения: отсутствуют топоры, ломы (нарушение п.14.1.1, 14.1.2 НПО ГА -85). В силу п. 1.4 НПО ГА-85, ст. 219 ГК РФ, ответственным за организацию и состояние противопожарных требований является ФИО1

На основании ст. 7 ВК РФ, имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц.

В силу положений ст.ст. 20,21 ВК РФ, авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

На основании ст. 48 ВК РФ, требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса РФ от 04 марта 2011 года № 69 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории». Указанные Федеральные авиационные правила не содержат положений по обеспечению требований пожарной безопасности на воздушном транспорте и в том числе на посадочных площадках.

Требования пожарной безопасности на воздушном транспорте установлены Наставлением по пожарной охране в гражданской авиации СССР (НПО ГА-85), введенным в действие Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 21 июня 1985 г. N 133, и являются действующими до настоящего времени.

В соответствии с п. 1.1 НПО ГА-85, Наставление по пожарной охране в гражданской авиации СССР (НПО ГА-85) разработано в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Союза ССР, Положения о Министерстве гражданской авиации и Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР и является основным нормативным актом Министерства гражданской авиации, регламентирующим вопросы по противопожарному обеспечению полетов и правила пожарной безопасности авиационной техники и объектов на предприятиях, организациях, учреждениях и заводах гражданской авиации.

Вопросы пожарной безопасности, не освещенные в НПО ГА-85 или других нормативных документах МГА, подлежат разрешению в соответствии с действующими общесоюзными нормами и правилами.

На основании п.1.2 НПО ГА-85, пожарная охрана в гражданской авиации организуется в целях противопожарного обеспечения полетов воздушных судов, авиационной техники и объектов.

В соответствии со ст. 2 ВК РФ, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 136 ч.ч.1,3 ВК РФ, Воздушный кодекс РФ введен в действие с 1 апреля 1997 года. До приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Из совокупности приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что НПО ГА-85 не противоречит ВК РФ, Федеральным авиационным правилам, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 04 марта 2011 года № 69, поскольку ни ВК РФ, ни указанные ФАП не содержат требований по обеспечению пожарной безопасности на посадочных площадках. Такие требования установлены действующими до настоящего времени НПО ГА-85, в п.1.2 которых указано, что пожарная охрана в гражданской авиации организуется в целях противопожарного обеспечения не только полетов воздушных судов, авиационной техники, но и иных объектов.

В соответствии с п.4.1.2 НПО ГА-85, территория аэродромов, складов ГСМ и объектов ЭРТОС должна быть выкошена и очищена от скошенной травы.

В силу требований п.п. 5.1.4, 5.1.5 НПО ГА-85, места стоянок воздушных судов, в том числе и на грунтовых аэродромах, должны быть оборудованы стационарными заземляющими устройствами для защиты от статического электричества. Контактные гнезда заземляющих устройств мест стоянок ВС должны обозначаться в виде круга красного цвета диаметром 0,3 м с обводкой его кольцом белого цвета шириной 0,1 м и постоянно содержаться очищенными от земли, снега и льда. Все ВС, находящиеся на стоянках, в том числе в ангарах АТБ и СРК, должны быть постоянно заземлены.

На основании п.п. 14.1.1, 14.1.2 НПО ГА-85, все производственные, складские, вспомогательные и административные здания и сооружения предприятий гражданской авиации, а также отдельные помещения и технологические установки должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения: огнетушителями; пожарным инвентарем (бочки с водой, ведра пожарные, ткань асбестовая или войлочная, ящики с песком и лопатой); пожарным инструментом (багры, ломы, топоры, ножницы для резки решеток и др.), которые используются для локализации и ликвидации небольших загораний, а также пожаров в начальной стадии развития. В производственных и складских зданиях и сооружениях и на территории предприятия ГА должны устанавливаться специальные пожарные щиты с набором первичных средств пожаротушения: пенных огнетушителей - 2, углекислотных огнетушителей - 1, ящиков с песком и лопатой - 1, полотно асбестовое или войлочное - 1, ломов - 2, багров - 3, топоров - 2.

Факты допущенных указанных нарушений НПО ГА-85 на посадочной площадке «Городской аэропорт» подтверждены материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, рапортом, актом проверки, фотографиями.

Материалами дела доказано и то, что ФИО1 является собственником и старшим авиационным начальником посадочной площадки «Городской аэропорт», расположенной в 7 км. на север от пл. Ленина г. Новосибирска, а также арендатором взлетно-посадочной полосы для размещения посадочной площадки, арендатором части земельного участка вблизи взлетно-посадочной полосы для размещения авиационного оборудования, временных сооружений посадочной площадки и базирования воздушных судов, который обязан соблюдать правила пожарной безопасности в отношении арендуемого имущества и несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности как исполнитель работ по техническому обслуживанию ВС (аэронавигационный паспорт посадочной площадки, договор на техническое обслуживание воздушных судов от 13 мая 2015 года, свидетельство эксплуатанта и приложение к нему, договор субаренды недвижимого имущества от 01.06.2015, карта посадочной площадки).

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В связи с изложенным, ФИО1 в своей деятельности обязан обеспечивать выполнение требований НПО ГА-85. Выводы судьи районного суда в указанной части подробно мотивированы в решении, основаны на законе, оснований для иных выводов не усматриваю.

Таким образом, доводы жалобы ФИО1 о противоречии НПО ГА-85 действующему законодательству РФ, о том, что на него не распространяются требования НПО ГА-85, что ему не могло быть вменено нарушение п.п. 4.1.2, 14.1.1, 14.1.2 НПО ГА-85 основаны на неверном понимании норм права.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что суд не дал оценку ответу Минтранса России от 21.10.2015 не являются основанием для отмены постановления должностного лица и судебного решения, поскольку, как следует из этого ответа, он дан по вопросу применения иного акта РЭГА РФ-94. При этом, положения ст. 15 ФЗ № 294-ФЗ касаются проведения проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым ФИО1 не относится, и только на выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, не соответствующих законодательству РФ. НПО ГА-85, как указано выше, не противоречит законодательству РФ.

ФИО1 привлечен к административной ответственности в установленные законом сроки, наказание ему назначено верно, в минимальных пределах санкции ст. 11.16 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для отмены решения судьи районного суда и постановления от 02.10.2015 г. при рассмотрении жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 19 января 2016 года и постановление от 02 октября 2015 года о назначении ФИО1 административного наказания по ст.11.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1500 рублей оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья