ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2481/17 от 25.10.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 7-2481/2017

судья Кокоева О.А.

РЕШЕНИЕ

город Челябинск

25 октября 2017 года

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Лысяковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Золотое поле» по жалобе защитника Общества с ограниченной ответственностью «Золотое поле» ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 августа 2017 года,

установил:

решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 августа 2017 года, привлечение Общества с ограниченной ответственностью «Золотое поле» (далее - ООО «Золотое поле») к административной ответственности по ст. 8.9. КоАП РФ признано законным и обоснованным.

Защитник ООО «Золотое поле» ФИО1 в жалобе в Челябинский областной суд указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значения для дела, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В дополнениях к жалобе ФИО1 ссылается на недопустимость представленных доказательств. Ссылаясь на нарушения при выявлении административного правонарушения сотрудниками правоохранительных органов. Отсутствие должной оценки прокурорской проверки в части действия сотрудников полиции.

Представитель ООО «Золотое поле», в судебное заседание Челябинского областного суда, будучи надлежаще извещенным, не явился, доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил. На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Представитель административного органа ФИО2 в ходе судебного заседания против доводов жалобы возражал.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья областного суда прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Золотое поле» к административной ответственности послужил факт нарушений пользования недрами при добыче подземных вод на участке


2

нарушений пользования недрами при добыче подземных вод на участке Тюбукский-2 для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного предприятия допущенных ООО «Золотое поле».

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет административную ответственность по ст. 8.9. КоАП РФ.

Пересматривая обжалуемое постановление начальника отдела регионального надзора управления природных ресурсов Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 17 октября 2016 года ООО «Золотое поле» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.9 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии инкриминируемого состава административного правонарушения, в действиях ООО «Золотое поле», что подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами, объективность и достоверность которых сомнений не вызывает.

Статьей 8.9. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Согласно ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с


утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что Общество осуществляет пользование недрами (добычу подземной воды) по лицензии на право пользования недрами ЧЕЛ 80465 ВЭ с нарушением требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства выявлены ходе проведения ОМВД России по Каслинскому району Челябинской области мероприятий по обеспечению рационального использования и охраны недр, защиты интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр. В ходе проверки установлено, что 05 мая 2016 года Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области ООО «Золотое поле» выдана лицензия на пользование недрами ЧЕЛ №80465 ВЭ, с Целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод на участке Тюбукский - 2 для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного предприятия. Участок недр расположен в 2,9 км северо-восточнее с. Тюбук на территории Каслинского муниципального Района.

Согласно основных условий пользования недрами установленных лицензией на пользование недрами ЧЕЛ № 80465 ВЭ от 05.05.2016 года, Недропользователь - ООО «Золотое поле» обязано осуществлять добычу Подземных вод в пределах участка недр в соответствии с п. 4.5.1.

оборудование скважин в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» устройство для замера дебита, уровня подземных вод и отбора проб воды; п. 4.5.4. достоверный приборный учет добываемых подземных вод.

11 июля 2016 года сотрудниками ОМВД России по Каслинскому району в ходе проведения мероприятий по проверке рационального использования и охраны недр, защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, осуществлен выезд на участок используемый ООО «Золотое поле» для добычи подземных вод с целью технологического обеспечения водой сельскохозяйственного предприятия.

В ходе проверки и визуального осмотра участка выявлено 7 (семь) скважин по добыче подземных вод, в 6 (шести) из которых были установлены глубинные водяные насосы, подключенные к системе гибких шлангов и полипропиленовых труб, а также к источникам электрического питания (проводами). 1 (одна) скважина не имела глубинный водяной насос.

В ходе осмотра мест расположения 7 (семи) скважин, установлено, что 6 (шесть) скважин не оборудованы приборами учета добытой воды; не


4

ведется и отсутствует документация (журналы) по учету добычи подземных вод.

В ходе осмотра проводилась фото- и видеосъемка на смартфон SonyZR, которые имеются в материалам административного дела.

Глубинные водяные насосы в количестве 6 (шести) штук изъяты из скважин и находятся на ответственном хранении в ОМВД России по Каслинскому району.

05 сентября 2016 года заместителем начальника управления -начальником отдела регионального надзора Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области определением № 93/ЮЖ-2016 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленных лиц и проведении административного расследования по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ.

В ходе административного расследования 08 сентября 2016 года был проведен комиссионный осмотр участка недр, расположенного в 2,9 км северо-восточнее с. Тюбу к Каслинского района в составе: представителей Минимущества Челябинской области: заместителя начальника управления -начальника отдела регионального надзора Ж. Ю.В., ведущего специалиста отдела регионального надзора П.И.З., представителя ООО «Золотое поле» директора К.Н.Н., представителя ОМВД России по Каслинскому району ст. оперуполномоченного ОЭБ и ПК ФИО3

При проведении осмотра на земельном участке, принадлежащем К.Н.Н. на праве собственности, было обнаружены 7 водозаборных скважин, принадлежащих ООО «Золотое поле».

На момент осмотра водоподъемное оборудование в скважинах отсутствовало, доступ посторонних лиц к скважинам не ограничен, оголовки скважин находятся в открытом состоянии. Проект консервации скважин не предоставлен.

Факт совершения ООО «Золотое поле» административного правонарушения и виновность в совершении указанного административного правонарушения подтверждены представленными в дело доказательствами: постановлением о наложении штрафа по делу № 185/ЮЖ -2016 от 17 октября 2016года; протоколом № 153/ИБ -2016 от 04 октября 2016г. об административном правонарушении; протоколом №138/ЮЖ-2016 от 08 сентября 2016 года осмотра участка недр, составленного с участием директора ООО «Золотое поле» ФИО4, и другими материалами административного дела.

Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, что обоснованно послужило основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.


5

В основном доводы жалобы защитника сводятся к обоснованию позиции о нарушении сотрудникам полиции порядка проведения проверки. При этом, заявитель ссылается на Предостережение о недопустимости нарушения закона вынесенное Каслинским городским прокурором 13 июля 2016 года.

Вместе с тем, указанная позиция не может служить основанием к отмене вынесенного по делу решения ввиду нижеследующего.

Согласно вышеуказанного Предостережения, в городскую прокуратуру поступило обращение К.Н.Н.. В ходе проверки доводов обращения установлено, что 11 июля 2016 года в дежурную часть ОМВД России по Каслинскому району Челябинской области поступило сообщение о том, что на земельном участке, расположенном на севере востоке от с. Булзи, осуществляется деятельность по добыче недр с нарушением лицензионных условий.

В ходе проведения проверки было установлено, что сотрудниками ОМВД России по Каслинскому району Челябинской области проведены мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны недр 11 июля 2016 года произведен осмотр места происшествия - земельного участка Тюбукский - 2, расположенного в 2,9 км северо-восточнее с. Тюбу к га территории Каслинского района. При этом, указанное предостережение не содержит выводов о нарушении при проведении проверки 11 июля 2016 года ООО «Золотое поле».

Более того, заместителем городского прокурор 13 августа 2016 года был направлен ответ К.Н.Н. из которого следует, что основанием для организации проведения проверки послужило сообщение по признакам нарушений в области использования и охраны недр, защиты интересов государства и граждан РФ, а так же прав пользователей недр.

На основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности принимать и регистрировать заявления и сообщения об административных правонарушениях и осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку таких заявлений и сообщений.

Согласно материалам дела, основанием для проведения проверки общества послужило сообщение о том, что на земельном участке, расположенном на севере востоке от с. Булзи, осуществляется деятельность по добыче недр с нарушением лицензионных условий, зарегистрированное в Книге учета сообщений о преступлениях и сообщениях ( КУСП № 2528 от 11 июля 2016 года).

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены вынесенного по делу решения по рассматриваемому доводу жалобы не имеется.


Не может служить основанием к отмене вынесенного по делу решения и позиция заявителя о невозможности использования в качестве допустимых доказательств сведений собранных сотрудниками полиции.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

В этой связи, доводы жалобы о недопустимости обоснования вины в совершенном административном правонарушении на доказательствах, представляющих собою результаты ОРМ, а также полученных в порядке проверки правоохранительными органами поступивших в их адрес обращений суд не может принять во внимание, поскольку какого-либо императивного запрета на использование указанных материалов в качестве доказательств по делу об административном правонарушении КоАП РФ не содержит.

Несостоятельна и ссылка заявителя об отсутствии объективной стороны рассматриваемого правонарушения.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.

При этом рассматриваемый состав является формальным, то есть основанием для привлечения к административной ответственности является сам факт нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения. При этом вменяемое Обществу правонарушение само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере недропользования. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов может повлечь за собой самые неблагоприятные последствия для экологической безопасности и охраны окружающей среды, что находится под особым контролем государства.


7

При этом, вопреки доводам жалобы, постановление по делу об административном правонарушении содержит сведения о допущенных обществом нарушениях.

Ссылка заявителя на правовую позицию Аппарата уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей Челябинской области которая направлена в адрес Министерства имущества и природных ресурсов и директора ООО «Золотое поле» по жалобе последней на неправомерные действия должностных лиц. Незаконность обжалуемого постановления, основанием к отмене вынесенного по делу решения служить не может, поскольку в полномочия вышеуказанного органа не входит решение вопроса о законности вынесенного по делу об административном правонарушении постановления.

Иные доводы жалобы, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и свидетельствуют о желании избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, и являются способом защиты правонарушителя.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, наказание назначено в пределах санкции статьи 8.9 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда,

решил:

решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 августа 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Золотое поле» оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Золотое поле» ФИО1 без удовлетворения.

Судья

Е.Н. Майорова