ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-25 от 09.04.2012 Липецкого областного суда (Липецкая область)

                                                                                    Липецкий областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                           

                                    Липецкий областной суд — Судебные акты

                        ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Грабовская С.И. Дело № 7-25/2012

РЕШЕНИЕ

09 апреля 2012 года г. Липецк

Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н., рассмотрев жалобу Верхне-Донского управления Ростехнадзора г. Липецка на постановление судьи Советского районного суда г. Липецка от 15 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ООО «Строй-Сервис-Э»

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Советского районного суда г. Липецка от 15 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ООО «Строй-Сервис-Э» производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.

В жалобе Верхне-Донское управление Ростехнадзора г. Липецка просит об отмене судебного постановления, так как оно вынесено с нарушением норм и требований действующего законодательства, ссылаясь на то, что согласно Приказу Ростехнадзора № 168 от 7 апреля 2011г., п. 15 в составе производственного опасного объекта «Площадка лифтового хозяйства» учитываются все лифтовые площадки в административных, жилых, больничных, гостиничных и т.п. зданий на определенной территории организации или территории административной единицы, в торговых центрах (с учетом площадок эскалаторов). Идентифицируются (присваивается наименование) по признаку использования стационарно установленных грузоподъемных механизмов (лифтов), признак опасности 2.3 в приложении 1 к ФЗ №116 «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21 июля 1997г. Площадка лифтового хозяйства, расположенная в жилом доме по ул. Космонавтов, 2 является опасным производственным объектом и подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. На основании ст. 1 ФЗ № 116 от 21 июля 1997г. технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта. К техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте относится лифт. Лифты, установленные в жилом доме по адресу <...> зарегистрированы (поставлены на учет) в Верхне-Донском управлении г. Липецка. В связи с чем, вывод суда, что лифт, установленный в жилом доме не относится к числу опасных производственных объектов является не обоснованным.

Выслушав представителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора г. Липецка, поддержавшего доводы жалобы, представителя ООО «Строй-Сервис-Э», возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями по Липецкой области Верхне-Донского Управления Ростехнадзора ФИО1 на основании согласованного с заместителем прокурора Липецкой области распоряжения заместителя руководителя Верхне -Донского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 06.02.2012 года в период с 10 по 16 февраля 2012 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Строй-Сервис-Э» обязательных требований нормативных актов при эксплуатации подъемных сооружений (лифтов), установленных в многоквартирном доме 2, по ул. Космонавтов города Липецка.

Проверкой установлены нарушения при эксплуатации лифтов, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 16 февраля 2012 года. По результатам проверки 20.02.2012 года в отношении ООО «Строй-Сервис-Э» составлен протокол № Л 04/0258/12 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Данные нарушения, по мнению административного органа, выразились в следующем: невыполнении требований п. 7, 10, 12 ч.2 «Технического регламента о безопасности лифтов» (утвержденного постановлением Правительства РФ 02.10.2009 г. № 782), п. 4.7, п. 4.4.1.13.6., ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», ч.2 ст. 2, ч. 3 ст. 13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г., п. 19 «Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах», (утвержденного приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195), ст. 3 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999г. № 263, руководство по эксплуатации ЛНГС.465213.060-10 РЭ, а именно: не выполняются требования, обеспечивающие безопасность грузового лифта per. № 1740 путем соблюдения горизонтального расстояния между порогами этажной площадки и кабины, обеспечивающих безопасный вход в кабину и выход из нее (точность автоматической остановки кабины лифта на 10, 9, 4, 3 этаже при эксплуатационных режимах работы более - 0,035 м); на полу машинного помещения лифтов per. №, № 1740. 1739 проливы масла, которые образуют скользкое и пыльное покрытие; отсутствует специальный ключ для отпирания двери шахты на этажной площадке грузового лифта per. № 1740; отсутствуют заключения экспертиз промышленной безопасности лифтов per. №, № 1740, 1739, в которых содержится вывод о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, проведенных в сентябре 2010 г.; не выполняются требования к безопасности лифтов per. №, № 1740, 1739 при эксплуатации. Допущен к выполнению работ (договор № 58/2011 с ООО «Сервисная лифтовая компания») по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и осмотру устройства диспетчерского контроля (диспетчерский комплекс «Обь») обслуживающий персонал (приказ №1-п от 10.01.2012 г.), не аттестованный на предприятии-разработчике диспетчерского комплекса «Обь», в купе кабин лифтов per. №, № 1740, 1739 установлены информационные стенды, повышающие риск их намеренного повреждения или поджигания; не проведена регистрация опасного производственного объекта «Площадка лифтового хозяйства» в государственном реестре опасных производственных объектов; не разработано Положение о производственном контроле; не назначен работник, ответственный за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Суд, прекращая производство по делу, указал на отсутствие в действиях ООО «Строй-Сервис-Э» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, со ссылкой на то, что пассажирские лифты, установленные в многоквартирных жилых домах, являются отдельными техническими устройствами, предназначены исключительно для бытовой эксплуатации собственниками помещений и проживающими в них лицами, и не связаны с осуществлением какого-либо вида производственной деятельности в указанных домах.

С данным выводом нельзя согласиться, так как он является ошибочным, постановление, основанное на нем, является необоснованным, подлежащим отмене.

Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно ст. 1 Закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Положения Федерального Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ-116 опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению №1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Согласно п. 15 Приказа Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения) – «опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы» - в состав объекта учитываются все лифтовые площадки в административных, жилых, больничных, гостиничных и т.п. зданий на определенной территории организации или территории административной единицы, в торговых центрах (с учетом площадок эскалаторов).

В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ-116 к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Приказом Госгортехнадзора России от 27.08.2001 N 115 N "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации" лифт отнесен к техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте.

Согласно п. 12.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 16.05.2003 N 31 (ПБ 10-558-03), содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта обеспечивает собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.

Согласно пояснениям управления, лифты, установленные в доме 2 по ул. Космонавтов г. Липецка поставлены на учет по заявлению владельца ООО «Строй-Сервис-Э».

В ст. 3 Закона N 116-ФЗ, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Как следует из ч.1 ст.9 ФЗ №116 ответственность за соблюдение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (лифтов) несет организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2009 N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов" "владелец лифта" - собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение); "лифт" - устройство, предназначенное для транспортировки людей и (или) грузов в зданиях (сооружениях) с одного уровня на другой в кабине, перемещающейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°; "эксплуатация лифта" - стадия жизненного цикла, включающая использование по назначению, осмотры, техническое обслуживание и ремонт лифта.

Из приведенных выше норм следует, что к категории опасных производственных объектов относятся все объекты, на которых установлены лифты, в том числе и многоквартирные жилые дома.

В связи с чем, прекращение производства по делу в связи с тем, что лифты в многоквартирных домах не относятся к опасным производственным объектам, является не правильным.

Владельцы лифта, к которым в том числе, относится управляющая организация, обеспечивают содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… " в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе лифты, лифтовые и иные шахты. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судье при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении необходимо выяснять достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (ст. 29.1).

Судьей данное требование выполнено не было при принятии и рассмотрении дела.

Так, в материалах дела отсутствует документы необходимые для правильного, объективного и всестороннего рассмотрения дела: договор управления многоквартирным домом, устав юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, документы, подтверждающие обоснованность предъявляемых ООО «Строй-Сервис-Э» нарушений согласно протоколу об административных правонарушениях, паспорта на лифты, сведения об учете лифтов в управлении.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Поскольку судьей допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, не правильно истолковал нормы действующего законодательства при рассмотрении данного дела, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела, то постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Советского районного суда города Липецка от 15 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ООО «Строй-Сервис-Э» отменить.

Возвратить дело на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Липецка.

Судья Н.Н. Федосова