ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-250 от 27.12.2011 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

                                                                                    Суд Ямало-Ненецкого автономного округа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        № 7-250/2011

Р Е Ш Е Н И Е

27 декабря 2011 года город Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мосиявич С.И., при секретаре Минаковой В.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Салехардского городского суда от 23 октября 2011 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 306 государственного инспектора автономного округа по государственному контролю в области охраны окружающей среды от 19 сентября 2011 года начальник хозяйственного отдела Администрации города Лабытнанги ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме  рублей по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наказание назначено за не обеспечение выполнения учреждением, как юридическим лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Решением судьи Салехардского городского суда от 23 ноября 2011 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в суд ЯНАО, ФИО1, считая решение судьи незаконным и необоснованным, просит объективно всесторонне, в полном объеме рассмотреть все обстоятельства дела, а также принять во внимание решение Арбитражного суда об оспаривании аналогичного постановления.

В судебном заседании ФИО1 приводил доводы жалобы, указывал на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

Выслушав участника судебного заседания, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что в период с 9 августа 2011 года по 5 сентября 2011 года сотрудниками Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО проведена плановая документарная проверка на соблюдение Администрацией города Лабытнанги обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе указанной проверки выявлено, что Администрацией города Лабытнанги, в процессе деятельности которого образуются отходы, не исполнена обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Ответственность за безопасное обращение с отходами возложена на начальника хозяйственного отдела Администрации города Лабытнанги ФИО1 в соответствии с должностной инструкцией.

По результатам проверки в присутствии начальника хозяйственного отдела Администрации города Лабытнанги ФИО1 5 сентября 2011 года составлен протокол N 21-П об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ.

Постановлением Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса от 19 сентября 2011 года № 306 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения и на него наложен штраф в размере 2 000 рублей.

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 1 данного Закона отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Статьей 18 названного Закона установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Привлекая ФИО1 к административной ответственности, Департамент и судья районного суда сослались, в частности, на невыполнение им требований статей 11 и 18 Закона N 89-ФЗ, в силу которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

Между тем, из материалов дела следует, что в данном случае не имеет места несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В рассматриваемом случае следовало руководствоваться статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, поскольку отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов размещения не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами охватывается объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

При наличии таких обстоятельств постановление должностного лица Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 19 сентября 2011 года и последующее решение судьи Салехардского городского суда от 23 октября 2011 года, в отношении ФИО1, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора автономного округа по государственному контролю в области охраны окружающей среды от 19 сентября 2011 года в отношении ФИО1, решение судьи Салехардского городского суда от 23 октября 2011 года по жалобе на данное постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Судья /подпись/ С.И. Мосиявич

Копия верна:

Судья С.И. Мосиявич