ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-2524/2021 от 18.11.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Богомолова Л.А.

дело №7-2524/2021 (12-1421) УИД: 59RS0001-01-2021-006407-91

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 18 ноября 2021 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломбард 33» в лице законного представителя – директора Роя Артура Андреевича на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 15.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица,

у с т а н о в и л а:

Постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 15.09.2021 с учетом общество с ограниченной ответственностью «Ломбард 33» (далее ООО «Ломбард 33») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.56 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит об отмене постановления с прекращением производства по делу, указывая на отсутствие состава вмененного ООО «Ломбард 33» правонарушения, указывая на отсутствие умысла совершения правонарушения ввиду отсутствия сведений об исключении ООО «Ломбард 33» из государственного реестра ломбардов. В представленной дополнительной жалобе заявитель указывает на нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В рассмотрении жалобы законный представитель Рой А.А., извещенный должным образом, участие не принимал.

Изучив доводы жалобы, дополнительной жалобы, заслушав защитника ООО «Ломбард 33» на основании ордера адвоката Ширяева О.А., поддержавшего жалобу, прокурора Вохмянину Ю.М., возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.

Часть 1 ст. 14.56 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

Согласно п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования; профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу ст. 4 названного Федерального закона профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

К перечню некредитных финансовых организаций, согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся, в том числе ломбарды, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», признающим в качестве ломбарда юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей. При этом ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг, осуществляются Банком России, которым ведется государственный реестр ломбардов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России.

В ч.1 ст. 2.6 названного Федерального закона указано, что юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.

С учетом положений ч. 8 ст. 2.6 указанного Федерального закона ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр ломбардов, и юридических лиц, намеревающихся приобрести статус ломбарда, не может использовать в своем полном наименовании (полном фирменном наименовании) и (при наличии) сокращенном наименовании (сокращенном фирменном наименовании) слово «ломбард» или слова и словосочетания, производные от слова «ломбард»… В случае утраты юридическим лицом статуса ломбарда данное юридическое лицо обязано исключить из своего полного фирменного наименования и (при наличии) сокращенного фирменного наименования слово «ломбард» в течение тридцати календарных дней со дня исключения сведений о нем из государственного реестра ломбардов.

Как усматривается из материалов дела, в прокуратуру Пермского края 25.06.2021 поступило сообщение за подписью управляющего Отделением Пермь Уральского главного управления Отделения по Пермскому краю Центрального Банка Российской Федерации от 22.06.2021 № Т557-10-6-2/4305 о неправомерной деятельности ООО «Ломбард 33». По поручению от 13.07.2021 заместителя начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства – начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры Пермского края и на основании решения от 21.07.2021 № 195 и.о. прокурора Дзержинского района г. Перми прокуратурой Дзержинского района г. Перми проведена проверка в отношении ООО «Ломбард 33» в целях проверки по соблюдению юридическим лицом законодательства о потребительском кредите (займе), о ломбардах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, со сроком проверки с 21.07.2021 по 19.08.2021.

В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Пермь, ул. Плеханова, 62, на 1 этаже расположен ломбард, с отдельным входом. Рядом с входной группой имеется вывеска «Ломба?д Золото Залоги», с указанием режима работы и контактного телефона, внутри помещения размещен информационный стенд. На момент проверки 21.07.2021 ООО «Ломбард 33» заключено три договора потребительского займа с Г., Р., К. с оформлением залоговых билетов серии **, серии **, серии ** и актов приема передачи № 95, 96, 97 от 21.07.2021, расходных кассовых ордеров от 21.07.2021 № 20, 21, 22. При этом ООО «Ломбард, 33» 15.04.2021 был исключен из государственного реестр ломбардов.

Осуществление юридическим лицом деятельность по предоставлению потребительских займов в отсутствие на то законного права послужило основанием для возбуждения прокурором Дзержинского района г.Перми дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.56 КоАП РФ, в отношении ООО «Ломбард 33» и привлечения его к административной ответственности.

Доводы жалобы о том, что проверка, по результатам которой было выявлено вменяемое ООО «Ломбард 33» правонарушение, проведена с нарушениями положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно, что законный представитель ООО «Ломбард 33», не был уведомлен о ее проведении в установленные законодательством сроки, не принимаются, поскольку при осуществлении прокурорского надзора положения названного Федерального закона не применяются (п.3 ч.1 ст.1 Федерального закона от 26.12.2006 №294-ФЗ).

В данном случае проверка проводилась органами прокуратуры, требования Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдены.

В ст.ст. 21, 26 Закона о прокуратуре закреплен предмет прокурорского надзора - соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При этом, в ходе осуществления надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки, что прямо указано в ч. 3 ст. 21 Законе о прокуратуре. В данном случае основанием для инициирования проверки послужило сообщение Центрального Банка Российской Федерации о неправомерной деятельности ООО «Ломбард 33».

Решение от 21.07.2021 о проведении проверки в ООО «Ломбард 33» принято уполномоченным лицом на основании поручения прокуратуры Пермского края от 13.07.2021 в связи с поступившей информацией о нарушении юридическим лицом законодательства о потребительском кредите (займе), о ломбардах, в качестве цели проверки указано исполнение юридическим лицом федерального законодательства. С данным решением законный представитель ООО «Ломбард 33» был ознакомлен, возражений от него не поступило.

ООО «Ломбард 33» обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.

Постановление в данном случае соответствует ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оснований полагать, что у ООО «Ломбард 33» отсутствовала возможность по соблюдению законодательства о кредитно-банковской деятельности и рынке финансовых услуг при осуществлении деятельности в полном объеме, надлежащим образом, им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, с учетом имеющихся материалов дела не имеется.

Указание на то, что законному представителю не было известно об исключении ООО «Ломбард 33» 15.04.2021 из реестра ломбардов, не освобождает юридическое лицо от обязанности по соблюдению законодательства ввиду того, что вмененное нарушение по существу связано с непосредственным осуществлением деятельности по предоставлению краткосрочных займов физическим лицам под залог принадлежащих им движимого имущества, предназначенных для личного потребления, и хранение вещей. Более того, сведения о лицах, внесенных в государственный реестр ломбардов, находятся в общем доступе на сайте Центрального Банка России (cbr.ru).

Постановление о привлечении ООО «Ломбард 33» к административной ответственности соответствует Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону от 19.07.2007 №196-ФЗ, Федеральному закону от 21.12.2013 № 353-ФЗ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «Ломбард 33» в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.56 КоАП РФ для юридических лиц.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые бы повлияли на законность привлечения юридического лица к административной ответственности, не допущено.

Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 15.09.2021 оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломбард 33» – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья- подпись