К О П И Я
дело № 7-252/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Салехард 25 июня 2019 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО ФИО1 на решение судьи Лабытнангского городского суда ЯНАО от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26 февраля 2019 года №57 главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, государственного инспектора ЯНАО в области охраны окружающей среду ФИО2 юридическое лицо ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Лабытнангского городского суда от 24 апреля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд ЯНАО начальник ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО ФИО1 просил решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что судьей не было принято во внимание, что учреждение не занимается размещением, а именно: хранением и захоронением отходов. Во избежание образования и хранения отходов в учреждении ежедневно осуществляется вывоз отходов по государственным контрактам. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются лица, которые размещают отходы, Учреждение к таковым не относится.
Законный представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО и государственный инспектор ФИО2 в судебном заседании участия не принимали, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу положений ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно п. 5 которого оплату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Согласно п. 33 указанных выше Правил отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что из представленных Управлением Росприроднадзора по ЯНАО в адрес департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО сведений следует, что ФКУ ИК-8 УФСИН России в отчетном периоде (2017 год) на объекте Лугуна - отстойник размещены отходы (осадки) из выгребных ям в объеме 51 450,01 тонн. В связи с чем Учреждение должно было внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 170 608 223,15 рублей.
Однако плата за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме и в установленный срок не внесена.
Указанное выше послужило основанием для привлечения ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, поскольку обществом нарушены установленные требования действующего законодательства РФ, а именно части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среде».
Факт совершения ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела: постановлением о назначении административного наказания №57 от 26 февраля 2019 года (л.д.1-5); протоколом об административном правонарушении №06-Л от 18 февраля 2019 года (л.д. 8-10); информацией об исчислении и внесении плательщиками платы за НВОС (л.д.32); государственными контрактами на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов (л.д.46-68); паспортом отходов I-IV классов опасности (л.д.69); декларацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО о плате за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 71-74) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Следовательно, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.41 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ.
Довод жалобы о ежедневном осуществлении Учреждением вывоза отходов ООО Авто-Миг плюс» не имеет правового значения для дела в силу следующего.
Из пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г.№ 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» следует, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
В соответствии со статьей 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится и обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.
Согласно государственным контрактам на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов (ассенизации) от 30 января 2017 года, от 2 мая 2017 года, от 24 августа 2017 года, от 26 декабря 2017 года между ФКУ ИК-8 и ООО «Авто-Миг плюс» предметом контрактов является оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов (ассенизация) на лугуну-отстойник в г. Лабытнанги (л.д. 46-68). Условий, имеющих отношение к вынесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и услуг по размещению отходов, в данных контрактах не предусмотрено.
Таким образом, установлено, что гражданско-правовые договоры на оказание услуг по размещению отходов за период 2017 года не заключались, сторонами условия по переходу права собственности на вывезенные бытовые отходы к специализированным организациям не согласовывались, как не согласовывались условия по передаче денежных средств таким организациям для уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, вопреки доводам жалобы ФКУ ИК-8 является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, поскольку образовались отходы при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности именно ФКУ ИК-8 (п.1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды), при этом право собственности на данные отходы никому не передавалось.
Фактически все доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи, оснований для которой не имеется.
Оснований, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, для отмены решения и постановления не имеется, нарушений процессуальных требований, предусмотренных административным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п.4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ), допущено не было.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова