Судья Новикова О.В.
Дело № 7-2535/2021 (12-1426) 59RS0035-01-2021-002492
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 08 ноября 2021 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Союз ПС» в лице законного представителя – директора ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 25.08.2021 общество с ограниченной ответственностью «Союз ПС» (далее ООО «Союз ПС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит об отмене данного постановления, указывая на то, что особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, юридическим лицом не нарушен.
В рассмотрении жалобы в краевом суде законный представитель ООО «Союз ПС» ФИО1, извещенный надлежащим образом, участие не принимал, защитника не направил.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно ст. 3 которого к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу п.2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст.30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст.45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Объект археологического наследия достопримечательное место «Соликамск, город», расположенный по адресу: Пермский край, г. Соликамск, центральная часть, на берегах р. Усолка, в границах исторического культурного слоя, утвержденных приказом Министерства культуры Пермского края от 20.08.2014 № СЭД-27-01-09-320 (в редакции приказа Министерства Приказ Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 26.05.2016 № СЭД-27-01-10-215) является памятником федерального значения, внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия с названием «Соликамск, город» (приказ Минкультуры России от 27.11.2015 №22815-р).
Приказом Министерства культуры Пермского края от 26.05.2016 №СЭД-27-01-10-215 приказ от 20.08.2014 № СЭД-27-01-09-320 дополнен приложением 3 «Предмет охраны объекта археологического наследия – достопримечательного места «Соликамск, город», в соответствии с которым предметом охраны являются расположенные под дневной поверхностью супесчаные и суглинистые пласты грунтов различных оттенков с углистыми, зольными и иными включениями, образовавшимися в процессе деятельности человека более чем сто лет назад и содержащие в себе археологические предметы; полностью или частично скрытые в земле остатки и фрагменты оборонительных, хозяйственных, производственных, ритуальных и тому подобное сооружений, созданных человеком более чем сто лет назад (очаги, погребения, жилища, зольники, ямы и тому подобное); полностью или частично скрытые в земле, а также находящиеся на поверхности земли целые либо фрагментированные археологические предметы, созданные человеком более чем сто лет назад, изготовленные из глины, камня, стекла, кости металлов и из иных материалов; украшения, предметы быта, вооружения, орудия и отходы производства, предметы религиозных культов, а также остеологический материал.
ООО «Союз ПС» на основании гражданско-правового договора №1ГПД-21 взяло на себя обязательство выполнить строительство объекта «Благоустройство береговой линии р. Усолка «Соляная верста».
Зона проведения работ по благоустройству расположена частично в границах территории объекта археологического наследия достопримечательного места «Соликамск, город» с местом нахождения: Пермский край, на левом (преимущественно) и правом берегах р. Усолка – центральная историческая часть г. Соликамска, район дома воеводы, Богоявленской церкви, соборов, автовокзала, берег кремля и в других местах, общей площадью более 150 га.
Контракт предусматривает, в том числе земляные работы, также одним из этапов выполнения контакта является археология с началом выполнения работ через 20 дней после заключения контракта.
02.12.2020 начальником Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края утверждено решение о согласовании акта государственной историко-культурной экспертизы раздела по обеспечению сохранности объектов культурного наследия проектной документации «Благоустройство береговой линии р. Усолка «Соляная верста» в г. Соликамские Пермского края. Согласно данному разделу для обеспечения сохранности выше названного объекта археологического наследия необходимо: проведение специализированной археологической научно-исследовательской организацией работ в виде археологического наблюдения в объеме до 400 кв.м, до начала каких-либо работ (производственных и подготовительных) по проекту обозначить на местности границы территории объекта археологического наследия; установить информационные указатели с указанием схемы расположения объекта археологического наследия, расположенного в зоне проведения строительных работ (в местах сбора работников, стоянки техники, пункта организации работ, вдоль проездов, отворотов проездов и проч.), уведомить работников всех уровней, принимающих непосредственное участие в комплексе строительных работ, о наличии объекта культурного наследия в непосредственной близости от зоны строительства и о выполнении необходимых мероприятий по его сохранению, проводить строительные, земляные и иные работы по проекту строго в границах земельного отвода под строительство, для подтверждения проведения мероприятий по сохранению объекта археологического наследия составить отчет с фотофиксацией исполнения мероприятий по сохранению объекта археологического наследия «Соликамск, город» и предоставить его в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края для контроля в течение месяца с момента окончания работ.
09.06.2021 должностным лицом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия в ходе мероприятий по контролю, проведенных на основании задания №13-Ф-2021 от 04.06.2021 в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Соликамск, город» (земельный участок с кадастровым номером ** на территории, расположенной к северу от кадастрового квартала **), выявлено, что территория огорожена, на огороженной территории проводятся работы по благоустройству береговой линии р. Усолка «Соляная верста», происходит обустройство спусков к реке, в прибрежной части забиты сваи, на повышении береговой линии снят дерн, экскаватором проводится подрезка берега и загрузка грунта в грузовик, который вывозит его за территорию проведения работ, в стенке наблюдается темный слой, в котором встречаются кости животных. При этом, как выявлено, до рабочих не доведен факт выполнения работ в границах объекта археологического наследия, информационные указатели с указанием схемы расположения объекта археологического наследия отсутствуют, границы территории объекта археологического наследия не обозначены, в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края по состоянию на 09.07.2021 уведомление от археологических организаций о начале проведения археологических полевых работ «Соликамск, город» не поступало. Указанное зафиксировано актом №80 от 09.06.2021 осмотра по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения.
Прилагаемыми к акту осмотра фотоматериалами подтверждается, что работы на объекте ведутся, имеются следы от техники, насыпи щебня, грунта, складированы остатки растительности, в прибрежной части (вид с юго-востока) забиты сваи, с северо-запада подрезан берег, ведутся работы по подрезке берега экскаватором, также зафиксировано наличие костей.
Указанным в совокупности подтверждается, что работы в нарушение требований п.2 ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ проводились с нарушением требований обязательного раздела научно-проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия.
Нарушение названной нормы при производстве работ по строительству объекта «Благоустройство береговой линии р. Усолка «Соляная верста», а именно без учета согласованного раздела обеспечения сохранности объекта археологического наследия «Соликамск, город» в части необходимости проведения специализированной археологической научно-исследовательской организацией работ в виде археологического наблюдения, установки информационных указателей с указанием схемы расположения объекта археологического наследия, обозначения границ территории объекта археологического наследия на местности, уведомления работников всех уровней, принимающих непосредственное участие в комплексе строительных работ, о наличии объекта культурного наследия в непосредственной близости от зоны строительства и о выполнении необходимых мероприятий по его сохранению, - послужило основанием для составления в отношении ООО «Союз ПС», являющегося проектной организацией и подрядчиком, протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности по данной норме.
Признавая ООО «Союз ПС» виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, судья городского суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении указанным лицом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Оценка судьей городского суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки установленных судьей городского суда обстоятельств судья краевого суда не усматривает.
Относительно доводов жалобы о том, что сохранность объекта археологического наследия «Соликамск. город» обеспечивается использованием фундаментов на винтовых свая, прокладкой инженерных сетей в балластных напластованиях глубиной 0,85-1,1 м, не затрагивая культурный слой, и проведением археологических работ в виде археологического наблюдения в объеме до 400 кв.м, земельный участок с кадастровым номером ** не попадает под наблюдение в объеме 400 кв.м, то в данном случае работы имели место в границах объекта археологического наследия «Соликамск, город», земельный участок, являвшийся предметом осмотра, входит в границы данного объекта, следовательно, при проведении на нем работ по благоустройству должны соблюдаться требования обязательного раздела научно-проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, более того, в надзорный орган по состоянию на момент проверочных мероприятий уведомление от археологических организаций о начале проведения археологических полевых работ в форме археологического наблюдения на спорном объекте не поступали. В данном случае материалами дела подтверждается отсутствие на спорном участке указателей с указанием схемы расположения объекта археологического наследия, обозначения границ объекта на местности. Доказательства того, что рабочие всех уровней, принимающие непосредственное участие в комплексе строительных работ, уведомлялись, о наличии объекта культурного наследия в непосредственной близости от зоны строительства и о выполнении необходимых мероприятий по его сохранению, не представляются, равно как и не указывается заявителем жалобы, в какой форме проводилось уведомление, если оно действительно имело место. Ссылка в жалобе на наличие заключенного между ООО «Союз ПС» и ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» заключен договор №82/2021 от 16.06.2021 на выполнение научно-исследовательских работ на предмет археологических исследований сама по себе не свидетельствует о том, что такие действия в действительности имели место, со стороны ООО «Союз ПС» как исполнителя по контракту осуществлялся соответствующий контроль с целью недопущения при производстве работ нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия.
Доказательства того, что ООО «Союз ПС» как подрядчик приняло все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия, об отсутствии у него соответствующей возможности не приводятся. Такие сведения в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела не следует, что ООО «Союз ПС» через законного представителя либо защитника выражало свою позицию относительно вмененного деяния как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении. К настоящей жалобе также какие-либо документы, опровергающие обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, не прикладываются.
Доводы жалобы не влекут отмену вынесенного судьей городского суда постановления, так как не опровергают правильные выводы судьи о наличии в действиях ООО «Союз ПС» состава вмененного административного правонарушения, направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, переоценку установленных по делу доказательств.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности соответствует положениям ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, вынесено в пределах установленного ст.4.5 названного Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Исключительные обстоятельства, которые бы позволили признать совершенное правонарушение малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, не установлены, равно как и обстоятельства, позволяющие применить ч.3.2 ст.4.1 названного Кодекса.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Союз ПС» допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для изменения либо отмены постановления судьи городского суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 25.08.2021 оставить без изменения, жалобу ООО «Союз ПС» - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья –