ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-254/20 от 05.08.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Алабужева С.В. Дело

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Н. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» на решение судьи Первомайского районного суда города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский»,

установила:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республики ФИО1 вынесено постановление, которым общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» (далее – ООО «Газпром трансгаз Чайковский», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» обжаловало его в Первомайский районный суд города Ижевска.

Решением судьи Первомайского районного суда города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что в действиях ООО «Газпром трансгаз Чайковский» нет признака самовольности при выполнении земляных работ во время капитального ремонта газопровода, поскольку ДД.ММ.ГГГГ землевладелец подписал акт о предстоящем капитальном ремонте, ДД.ММ.ГГГГ подписал акт о техническом этапе рекультивации, взял на себя обязанность по проведению биологического этапа, принял на свой расчетный счет денежные средства для проведения этого этапа. Далее в октябре 2019 года ООО «Девятово» направило в адрес газотранспортной организации оферту по заключению соглашения о временном занятии земельного участка. Форма соглашения ранее была направлена в электронном виде от ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в ООО «Девятово», а преддоговорной спор между сторонами возник не о факте пользования участком, а только о размере убытков за утраченную сельхозкультуру «люцерна».

Изучив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника ООО «Газпром трансгаз Чайковский» - ФИО2 в поддержку доводы жалобы, представителя Управления Россельхознадзора по <адрес> и Удмуртской Республики – ФИО3, возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 1 статьи 8.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) предусматривает ответственность самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым расположенный по <адрес>, относиться к категории – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, <данные изъяты>. Правообладателем на праве аренды от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Девятово», срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ при проведении административного расследования в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский», на основании обращения ООО «Девятово» от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании земельного участка с кадастровым , расположенного по <адрес> Управлением Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республики выявлен факт нарушения земельного законодательства, выразившийся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы на площади 0,3670 га без проекта рекультивации при проведении работ по текущему ремонту объекта ВТД МГ «Уренгой – Центр-1» 1852-1878 км. Земляные работы проведены ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без каких-либо согласований, разрешений и расчетов объема снимаемого плодородного слоя почвы.

В рамках административного расследования Управлением проведен осмотр земельного участка с кадастровым , в ходе которого обнаружено, что в 1,5 км на запад от д. Девятово Сарапульского района наблюдается навал грунта после ремонта трубопровода, усматривается перемешивание нижних слоев грунта с плодородным слоем почвы. Площадь навала грунта составляет 0,3670 га. Оставшаяся часть земельного участка занята многолетними травами (люцерна, клевер).

В ходе административного расследования установлено, что проект рекультивации на часть земельного участка с кадастровым с ООО «Девятово» не согласован.

По результатам проверки использования земель государственным инспектором отдела земельного надзора ФИО4 составлен протокол и ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республики ФИО1 вынесено постановление, которым ООО «Газпром трансгаз Чайковский» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Оценивая представленные доказательства (уведомление о производстве работ по текущему ремонту объекта ВТД МГ «Уренгой – Центр -1» 1852-1878 км, «Магистральный газопровод» «Уренгой-Центр-1», от 1851,0 км до 1934,0 км, инв. , Воткинского ЛПУМГ»; соглашение о временном использовании земельного участка /тр от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Девятово» и ООО «Газпром трансгаз Чайковский», акт о выполнении технического этапа рекультивации от ДД.ММ.ГГГГ, подписанные обеими сторонами; проект производства работ от ДД.ММ.ГГГГ, судья районного суда пришел к выводу о том, что ООО «Газпром трансгаз Чайковский» допустило нарушение требований земельного законодательства РФ, а именно: произвело самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, уплотнение путем езды на большегрузной технике и перемешивание плодородного слоя почвы с неплодородными нижележащими слоями на земельном участке с кадастровым , расположенном по <адрес> без согласованного проекта рекультивации с ООО «Девятово» и собственником земельного участка, что образует состав правонарушения по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматриваю.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Требованиями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Таким образом, федеральное законодательство предусматривает использование земельного участка для ремонта сооружений лишь при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила), которые устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель,

Пунктом 8 Правил установлено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил).

Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в пункте 14 Правил.

Согласно пункту 15 Правил после подготовки проект рекультивации должен быть согласован: с собственником земельного участка; арендатором (землевладельцем, землепользователем) участка, который находится в публичной собственности; органом госвласти (органом местного самоуправления), который предоставляет публичные земельные участки, если проводится рекультивация публичных земель или земельных участков.

Пункт 16 Правил предусматривает, что заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил (далее - заявитель), лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.

Исходя из требований подпункта «а» пункта 24 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти: а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

После завершения работ по рекультивации земель, согласно пункту 30 Правил составляется акт о рекультивации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. В нем указываются сведения о проведенных работах и данные о состоянии земель, на которых проведена рекультивация, в том числе данные о физических, химических и биологических показателях почвы.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы – это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 8.6 КоАП РФ это – деяние в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, плодородного слоя почвы.

Таким образом, для установления события административного правонарушения по названной статье Кодекса необходимо установить, имело ли место снятие и перемещение плодородного слоя почвы без разрешения.

Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для текущего ремонта, лишь при наличии проекта рекультивации, разработанного и утвержденного в соответствии Правилами проведения рекультивации и консервации земель.

Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что рекультивация земель в соответствии с действующими Правилами не проведена. Проект рекультивации, как того требуют Правила, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» с арендатором согласован не был.

Документов, подтверждающих факт того, что снятие и перемещение плодородного слоя почвы ООО «Газпром трансгаз Чайковский» производилось на законных основаниях, при наличии соответствующего разрешения от ООО «Девятово» и Россельхознадзора, материалы дела не содержат.

В ходе производства по данному делу факт снятия защитник ООО «Газпром трансгаз Чайковский» плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 18:18:009001:553 и его перемещения не отрицала.

Представленные в материалах дела уведомление о производстве работ от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о временном использовании земельного участка /тр от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют о получении разрешения на проведение работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы. Акт о выполнении технического этапа рекультивации от ДД.ММ.ГГГГ и Акт фактического использования земельного участка после проведения работ от ДД.ММ.ГГГГ, подписаны между ООО «Газпром трансгаз Чайковский» и ООО «Девятово» после завершения ремонтных работ на магистральном газопроводе.

Таким образом, работы по текущему ремонту объекта на магистральном газопроводе были проведены ООО «Газпром трансгаз Чайковский» без соответствующих разрешений и согласований.

Поскольку ООО «Газпром трансгаз Чайковский» знало о том, что для производства снятия и перемещения плодородного слоя почвы необходимо согласование и получение разрешения, однако не предприняло надлежащих мер по его получению, тем самым, не выполнило требование действующего земельного законодательства, за что обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 стать 8.6 КоАП РФ.

Довод жалобы ООО «Газпром трансгаз Чайковский» о том, что Общество не действовало самовольно, был предметом исследования судьи районного суда, получил надлежащую оценку и подробно мотивирован в судебном акте.

Судья правильно указал, что выявленные в ходе проверки работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 18:18:009001:553 осуществлены ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в отсутствие разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения.

Административное наказание назначено ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в пределах санкции части 1 статьи 8.6 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений процессуальных норм судьей районного суда не допущено, оснований для отмены или изменения решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ,

решила:

постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Первомайского районного суда города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 КоАП РФ, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова