Дело <номер>
РЕШЕНИЕ
Судья Амурского областного суда Крук А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С. – Бондарь Н.Е. на решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 10 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С.,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Амурской области Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора № 16-06/2021-475 от 23 ноября 2021 года и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеева Ю.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Белогорского городского суда Амурской области от 10 февраля 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С. – Бондарь Н.Е. - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, защитник и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С. – Бондарь Н.Е. обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи.
В обоснование доводов жалобы указала, что постановление должностного лица не соответствует требованиям статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено место совершения правонарушения: земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в районе «Амурсельмаш» и не относится к свалке, расположенной на земельном участке по <адрес>; точный адрес отбора проб не указан, имеется указание только на географические координаты; не установлен пользователь земельного участка; в материалах дела отсутствуют сведения из Единого государственного реестра недвижимости, позволяющие установить пользователя земельного участка; сведения об аккредитации организации, в которую направлены пробы для исследования, не представлены; необходимость в разработке проекта рекультивации указанного земельного участка отсутствует, поскольку МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» не осуществляет какую-либо деятельность на данном участке.
В письменных возражениях на жалобу представитель Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Ф.И.О.1 полагает доводы жалобы необоснованными.
Надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения жалобы и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Саватеева Ю.С., её защитник Бондарь Н.Е., в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило, в связи с чем дело рассмотрено при данной явке.
В судебном заседании представитель Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Ф.И.О.1 против доводов жалобы возражал. Дополнительно пояснил, что в ходе выезда на земельный участок, были определены его координаты; с целью установить к какому классу опасности относятся отходы, и имеется ли загрязнение почвы после ликвидации свалки, были отобраны пробы почвы и отходов; в ходе административного расследования было установлено, что между МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» и ООО <данные изъяты> заключено соглашение и представлен акт выполненных работ о ликвидации свалки; МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» выделяются субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок; должностным лицом не приняты достаточные меры по соблюдению законодательства РФ; в соответствии с Уставом МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» в их деятельность входит, в том числе, деятельность по ликвидации несанкционированных свалок на территории г. Белогорска; согласно публичной кадастровой карте, собственником земельного участка в квартале № 584 является не «Амурснабсбыт», а муниципальное образование;
Изучив материалы дела, выслушав участника судебного заседания, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа, в частности, на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пунктов 3,4 Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
В соответствии с пунктом 18 части статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Исходя из абзаца 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно пункту 1 статьи 8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как следует из материалов дела, 22 сентября 2021 года в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого без взаимодействия с юридическим лицом, сотрудниками Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора осмотрена территория кадастрового квартала <номер> г. Белогорска, в районе базы «Амурснабсбыт» по <адрес>. Установлено, что свалка фактически не ликвидирована, мероприятия по рекультивации не проведены, выявлено зарастание земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также наличие отходов разного происхождения (пластиковые бутылки, битое стекло, остатки железа, доски). На участке местности с координатами <номер> осуществлен отбор проб почвы на наличие загрязнений, а также отобраны отходы в целях определения их класса опасности. В рамках административного расследования установлено, что отходы с территории несанкционированной свалки вывозились силами ООО <данные изъяты> за счет средств местного бюджета на основании соглашения от 12 марта 2020 года, заключенного с МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск», при этом проект рекультивации земель, занятых несанкционированной свалкой отходов, МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» не разрабатывался, рекультивация земель не проводилась. По результатам лабораторных исследований отобранных проб, проведенных сотрудниками <данные изъяты>, установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в почве по нефтепродуктам и фенолам, а также выявлены отходы, которые относятся к четвертому классу опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С. к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С. в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 27 сентября 2021 года № 16-06/2021-406 (л.д. 16, оборотная сторона – 18); протоколом об административном правонарушении от 11 января 2021 года № 16-06/2021-475 (л.д. 27 – 30); заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 22 сентября 2021 года № 1 (л.д. 64); актом выездного обследования от 24 сентября 2021 года (л.д. 63); фототаблицей (л.д. 67 – 71); соглашением о предоставлении из местного бюджета субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством товаров от 12 марта 2020 года (л.д. 116-119) и иными материалами дела, которые правильно оценены должностным лицом Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора и судьёй городского суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судьёй городского суда обстоятельств дела, свидетельствуют о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Оснований для признания собранных по делу доказательств недопустимыми не имеется.
Таким образом, и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеева Ю.С. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закреплённые в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административный материал составлен должностным лицом Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в пределах его компетенции и в соответствии с действующим законодательством, процессуальных нарушений допущено не было.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ с учётом порядка начала его исчисления в соответствии с положениями части 6 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание и.о. начальнику МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С. назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с учётом требований, предусмотренных статьями 3.1, 4.1 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела судьей городского суда верно установлено место совершения административного правонарушения - свалка по адресу <адрес>, <адрес> в кадастровом квартале <номер>
Исходя из того, что имеющиеся в материалах дела документы позволяют соотнести сведения о географических координатах места, где проводились отборы проб почвы, с данными кадастрового учета и почтовыми адресами, указанными выше, судьей обеспечено выполнение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, судья городского суда правильно пришел к выводу о том, что свалка, расположенная в районе <адрес>, <адрес>, включена в федеральный проект «Чистая охрана», что свидетельствует об отсутствии собственника данного земельного участка.
При этом отсутствие сведений из Единого государственного реестра недвижимости, позволяющие установить собственника либо пользователя земельного участка по существу, вопреки доводу жалобы, не является безусловным обстоятельством, исключающим нарушение требований, установленных частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Доводы защитника и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С. – Бондарь Н.Е. об отсутствии в акте отбора проб от 22 сентября 2021 года точного адреса отбора проб и указание только географических координат, являются несостоятельными, поскольку при осмотре территории указатели с наименованием улиц и номеров домов на участке отсутствовали.
Вместе с тем, определение местоположения по географическим координатам с использованием информационного ресурса «Google» и Публичной кадастровой карты позволило достоверно и точно установить границы земельного участка, что подтверждается материалами дела (скан-образ карты «Google», скан-образ Публичной кадастровой карты, (л.д. 213-215)).
Доводы жалобы защитника и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С. – Бондарь Н.Е. о том, что сведения об аккредитации организации, в которую направлены пробы для исследования, не представлены; не установлен пользователь земельного участка; отсутствует необходимость в разработке проекта рекультивации указанного земельного участка, поскольку МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» не осуществляет какую-либо деятельность на данном участке являются позицией заявителя, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами должностного лица и судьи и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения судьи.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 10 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – и.о. начальника МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск» Савватеевой Ю.С. оставить без изменения, а жалобу её защитника Бондарь Н.Е. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.19 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда А.В. Крук
Дело <номер>