Судья -Шарапова О.Ю. дело № 7-260/2018
РЕШЕНИЕ
21 июня 2018 г. город Пенза
Судья Пензенского областного суда Репина Е.В.,
при секретаре Старинском А.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г.Заречного ФИО1 на решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 16 мая 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г.Заречного ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области ФИО2 № от 13 марта 2018 г. и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г. Заречный Пензенской области ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 16 мая 2018 г. постановление и.о. начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области ФИО2 № от 13 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г. Заречный Пензенской области ФИО1 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи, указывая, что наличные денежные средства, принятые от плательщиков, зачисляются на специальный банковский счет АО «ЕРКЦ», а денежные средства, принятые банками от населения в оплату коммунальных услуг, зачисляются на расчетный счет общества по договорам на перевод денежных средств. Кредитные организации требования АО «ЕРКЦ» о переводе денежных средств плательщиков на специальный счет платежного агента (общества) удовлетворять отказались. Действия АО «ЕРКЦ» по использованию в своей деятельности как наличных, так и безналичных форм расчетов, установленных действующим законодательством не содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ. Просил учесть, что не дана оценка договору, заключенному между АО «ЕРКЦ» и МУП «ЖСКХ». Налоговый орган, осуществляя контроль за использованием платежными агентами безналичных форм расчетов, превысил полномочия предусмотренные Законом № 103-ФЗ. При вынесении постановления № от 13.03.2018 ИФНС не учла, что протокол № от 01.03.2018 составлен на основании проверки (акт проверки № от 28.02.2018), проведенной с нарушением ст. 7 Закона 103-ФЗ, определяющей порядок контроля за соблюдением требований Закона. Доказательства ИФНС, такие как акт проверки № от 28.02.2018 и протокол № от 01.03.2018, в основу которого положены результаты проверки, получены с нарушением закона.
ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав защитников ФИО1 - Ходжаева Р.К., Гришанову И.А., поддержавших доводы жалобы, представителя ИФНС России по г. Заречному ФИО3, возражавшую против удовлетворения жалоб, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения части 2 статьи 15.1 КоАП РФ состоит, в том числе, в неиспользовании платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, АО «ЕРКЦ» является платежным агентом, осуществляет деятельность по приему платежей от плательщиков в качестве оплаты за предоставленные коммунальные услуги.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, АО «ЕРКЦ» (агент) в соответствии с договорами на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за жилые помещения, коммунальные и иные услуги и ведению аналитического учета на осуществление агентом приема платежей за услуги связи, заключенными с Управляющими организациями (принципалами) обязалось оказывать за плату услуги, в том числе, за осуществление и перерасчет платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за предоставляемые Принципалом услуги, перечислению их на специальный и расчетные счета Принципала.
Сбор платежей за жилищные и коммунальные услуги, поступающие от Потребителей «Принципала», осуществлялся на счетах АО «ЕРКЦ», открытых в Пензенском отделении № ПАО Сбербанка:
- № - специальный банковский счет,
- № - расчетный счет.
АО «ЕРКЦ» заключены договоры об информационно-технологическом взаимодействии с банками: № от 16.02.2012 с АКБ «Российский капитал», № от 02.06.2014 с Банк ВТБ 24, № от 04.12.2012 с ЗАО «Экспресс-Волга», № от 28.11.2011 с ОАО АКБ «Российский капитал», № от 12.05.2014 с ООО «ПэйнОнлайн Систем», № от 11.09.2013 с ОАО Банк «Кузнецкий», № от 29.06.2012 с ОАО «Сбербанк России».
По условиям договоров суммы денежных средств, принятых Банками от Плательщиков, должны перечисляться на расчетный счет Клиента - АО «ЕРКЦ», открытый в Пензенском отделении Сберегательного банка №, к/с №, БИК №.
В соответствии с заключенным договором банковского счета (специального банковского счета) б/н от 30.09.2011 между ОАО Сбербанк России с АО «ЕРКЦ» (Клиент), БАНК открывает Клиенту специальный банковский счет Поставщика (именуемые в договоре «Счет») № в целях осуществления расчетов с платежными агентами при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ.
Согласно выпискам, представленным Пензенским отделением № ПАО Сбербанк на запрос ИФНС России по г. Заречному Пензенской области, по операциям на банковских счетах АО «ЕРКЦ» за период с 01.11.2017 по 31.01.2018 сумма платежей перечисленных на расчетный счет №, не являющийся специальным банковским счетом, составила 196 883 376,32 руб.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ либо Закон о платежных агентах).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно частям 14 и 15 статьи 4 Закона о платежных агентах платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В соответствии с частью 16 Закона о платежных агентах по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (пункт 18 статьи 4 Закона о платежных агентах).
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускается (часть 4 статьи 8 Закона о платежных агентах).
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ послужило то, что за период с 01.11.2017 по 31.01.2018 ИФНС России по г. Заречному Пензенской области было установлено неиспользование АО «ЕРКЦ» как платежным агентом специального банковского счета при осуществлении им приема платежей от плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, а именно: денежные средства в полном объеме не зачислялись на специальный банковский счет № для осуществления расчетов, открытый в Пензенском отделении № ПАО Сбербанк.
Действия ФИО1, являющегося в силу положений ст. 2.4 КоАП РФ, должностным лицом правильно квалифицированы по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что непосредственно прием платежей от населения,денежные средства которых зачислялись не на специальный, а на расчетный счет, осуществляло не АО «ЕРКЦ», а банки, не освобождает общество от обязанности использовать в данном случае специальный банковский счет как платежного агента, поскольку являясь оператором по приему платежей - платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему в пользу поставщиков жилищно-коммунальных услуг платежей от физических лиц и последующие расчеты с поставщиками, обязано использовать для этих целей специальные банковские счета в силу требований Федерального закона № 103-ФЗ. При этом привлечение обществом для непосредственного приема платежей за коммунальные услуги банковских платежных субагентов на основании соответствующих договоров не освобождает его от установленной обязанности.
Доводы жалобы о том, что действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ не распространяется на правоотношения между платежным агентом и кредитными организациями, являются несостоятельными, поскольку названный Федеральный закон в целях обеспечения общественной безопасности, защиты интересов государства и общества в сфере оборота наличных денежных средств предусматривает ряд мер по обеспечению администрирования платежей, поступающих от физических лиц, одной из которых является требование об аккумулировании таких платежей на специальном банковском счете, и при этом не имеет правового значения, осуществляется ли получение наличных денежных средств платежным агентом непосредственно либо с использованием услуг сторонних организаций.
Позиция защитников ФИО1 относительно того, что положения Закона № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению безналичных расчетов, является необоснованной. Так, прием платежей от физических лиц (плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему платежей осуществляется посредством наличных денежных средств. Расчеты между АО «ЕРКЦ», платежными субагентами, поставщиками не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемом таким расчетом п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона о платежных агентах. То обстоятельство, что непосредственный прием платежей за жилищно-коммунальные услуги осуществляется иными организациями (кредитные организации), привлеченными на основании договоров об информационно- технологическом взаимодействии, и в последствии перечисляются на счет АО «ЕРКЦ», не свидетельствуют в конкретном случае о безналичном порядке проведении расчетов.
Данных свидетельствующих о недопустимости собранных в рамках налоговой проверки доказательств, не установлено. Истребование ИФНС России по г. Заречному Пензенской области при исполнении своей государственной функции документов за соответствующий период административной проверки не нарушает прав заявителя и соответствует как Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н, так и Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ.
Доказательства по делу собраны в соответствии с требованиями закона, и содержат в себе все необходимые для его рассмотрения сведения.
Проверка налоговым органом АО «ЕРКЦ» проведена с соблюдением норм действующего законодательства, в пределах своей компетенции, по поручению и.о. начальника ИФНС России по г.Заречному Пензенской области ФИО2 от 13 февраля 2018 г., с которым ФИО1 был ознакомлен.
При указанных обстоятельствах городской суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Приведенные в жалобе доводы о том, что отсутствует событие правонарушения, были предметом рассмотрения должностного лица и суда и получили надлежащую правовую оценку с учетом фактических обстоятельств и представленных доказательств.
Несогласие ФИО1 с оценкой доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья -
РЕШИЛ:
решение судьи Зареченского городского суда Пензенской области от 16 мая 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г.Заречного ФИО1 - оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.В. Репина