ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-262/2018 от 13.06.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

дело № 7-262/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Салехард 13 июня 2018 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Каменской С.И. на решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 218/Н от 26 января 2018 года начальника отдела - лесничего отдела Ноябрьское лесничество, старшего государственного лесного инспектора автономного округа - лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Сизова Е.Б. юридическое лицо АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Пуровского районного суда от 12 апреля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе на решение суда представитель АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Каменская С.И. просила решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что материалы дела не содержат сведений, в каком состоянии находился участок до инцидента, ни после него, пробы на участке не проводились. Факт загрязнения лесного участка должностным лицом не доказан. Кустовая площадка является сложным инженерным сооружением, на котором находятся объекты недвижимости, и не является участком леса. В материалах дела находятся копии документов, незаверенные надлежащим образом, сведений о том, где находятся подлинные документы, не представлено.

Представитель АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» и должностное лицо в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены, жалоба рассматривается в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решение судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области санитарной безопасности в лесах.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил санитарной безопасности в лесах.

Состав правонарушения формальный, объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.

Из материалов дела следует, что 30 ноября 2017 года в адрес департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от филиала «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» поступило сообщение об инциденте, произошедшем 30 ноября 2017 года, в результате которого произошел разлив нефтесодержащей жидкости в объеме 0,001 м^3 на земли лесного фонда (л.д. 2-3).

В ходе расследования установлено, что разлив нефтесодержащей жидкости в объеме 0,001 м^3 произошел в границах квартала 588 выделе 102 Ноябрьского участкового лесничества на лесном участке, предоставленном по договору аренды от 25.09.2009 года ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» под строительство и эксплуатацию объектов по проекту «Комплексное обустройство Сугмутского месторождения» (л.д. 35-52).

Из акта технического расследования инцидента (отказа) трубопровода от 30 ноября 2017 года установлено, что в границах квартала 588 выдел 102 Ноябрьского участкового лесничества на территории Сугмутское месторождение ЦДНГ-7, НС к.72/2820 от АГЗУ, 3м в результате локального коррозийного утонения стенки трубопровода произошел разлив нефтесодержащей жидкости в объеме 0,001 куб.м на землю лесного фонда (л.д. 14-20).

В соответствии с п. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закреплено, что загрязнением окружающей среды признается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из п. 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 года № 607, не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.14 Лесного кодекса РФ в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, законодателем предусмотрена безусловная охрана санитарной безопасности лесов от нефтяного загрязнения.

Довод жалобы, что юридическим лицом не допущено загрязнения лесов путем разлива нефти, так как кустовая площадка является сложным инженерным сооружением, на котором находятся объекты недвижимости, не является участком леса и находится на землях промышленности и иного специального назначения, был проверен судьей, отклонен как необоснованный на основании надлежащей правовой оценки.

Так согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Следовательно, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность расположения лесных участков и на землях иных категорий, кроме лесных земель.

Из договора аренды лесного участка от 25 сентября 2009 года, заключенного между Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО с ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», следует, что лесной участок предоставлен под строительство и эксплуатацию объектов по проекту «Комплексное обустройство Сугмутского месторождения».

Из указанного выше следует, что кустовая площадка Сугмутского месторождения расположена на землях лесного фонда, переданных по договору аренды земельных участков от 25 сентября 2009 года,относится к землям лесного фонда (нелесным землям), загрязнение которых также не допускается в силу требований законодательства, указанным выше.

Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается материалами делами, а именно: письмом от 30 ноября 2017 года (л.д.2-3); актом технического расследования №9 от 30 ноября 2017 года (л.д. 14-20); фототаблицами (л.д. 21); договором №318/Л-09 от 25 сентября 2009 года (л.д. 35-49); протоколом №170/Н от 10 января 2018 года об административном правонарушении (л.д. 59-63); постановлением №218/Н от 26 января 2018 года (л.д.70-73).

Таким образом, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что факт загрязнения лесного участка должностным лицом не доказан, не может быть принят во внимание в виду следующего.

Нефтепровод представляет собой комплекс сооружений для транспортировки нефти и продуктов её переработки, в соответствии с действующим законодательством относящийся к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

Кроме того, нефть является опасной жидкостью, природным жидким токсичным продуктом, относящимся к 3-му классу опасности. Содержит легкоиспаряющиеся вещества опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды.

Для вывода о наличии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ достаточно факта разлива нефти на землях лесного фонда, и не имеет юридического значения, был ли причинен вред или ущерб лесному участку.

Довод жалобы, что в материалах дела находятся копии документов, незаверенные надлежащим образом, также является несостоятельным, поскольку из материалов дела усматривается, что все документы, находящиеся в деле, заверены.

Фактически все доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи, не содержат указания на существенные нарушения процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ являлись бы основаниями к отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья (подпись) Н.В.Мочалова